Используются технологии uCoz
Rambler's Top100
Историческая Хрестоматия > Исторические докуметы > Практикум по истории средних веков
Европейская история Руская история Украинская история Мировая История Добавить документ Историческая библиотека

Содержание >>>

О продолжительности рабочего дня (1395) >>>



РЕГИСТРЫ РЕМЕСЕЛ И ТОРГОВЛИ ГОРОДА ПАРИЖА



Статут ХІ

О ювелирах и постановлениях их цеха

  1. В Париже может быть ювелиром всякий, кто хочет и знает ремесло, лишь бы он работал по обычаям и кутюмам цеха, которые таковы.

  2. Никто из парижских ювелиров не может работать с золотом, на котором нет парижской пробы, илис еще лучшим [золотом], и это пробированное золото превосходит всякое другое. где бы оно ни обрабатывалось.

  3. Никто из парижских ювелиров не может обрабатывать в Париже серебро, если оно не такое, как английское или еще лучше.

  4. Никто из парижских ювелиров не может иметь больше одного постороннего ученика, но из своей родни или родни своей жены, будь то дальней или близкой, он может брать столько, сколько захочет.

  5. Никто из парижских бвелиров не может иметь родного или постороннего ученика меньше чем на 10 лет, если только ученик не обучен так. что он может зарабатывать в год 100 су[1] и не свое питье и еду.

  6. НИкто из парижских ювелиров не может работать ночью, если только эта работа не для короля, королевы, их детей и братьев или для парижского епископа...

  12. ... Если три прюдома [присяжных] находят в цехе человека, который делает изделия из плохого золота или плохого серебра и не хочет раскаятся, трое присяжных приводят его к парижскому прево, и прево наказывает тем, что изгоняет его на четыре или шесть лет, в соответствии с тем, что он заслужил.

Статут ХІІ

Об изготовителях оловянной посуды

  1. Каждый, кто хочет быть в Париже изготовителем оловянной посуды, может свободно им быть, лишь бы хорошо и честно работал, и может он иметь столько подмастерьев и учеников, сколько хочет.

  2. Никто из изготовителей оловянной посуды не может работать ночью или в праздничные дни, когда весь город празднует; а кто так поступит, обязан уплатить королю 5 су штрафа, так как поступит, обязан уплатить королю 5 су штрафа, так как ночного освещения недостаточно, чтобы он мог хорошо и честно делать работу своего ремесла.

  3. Изготовитель оловянной посуды по праву должен делать всякие изделия своего ремесла только из хорошего и доброкачественного сплава, как дело этого требует; если же делает иначе, теряет изделие и уплачивает королю 5 су штрафа.

  5. Никто не может и не должен продавать старые оловянне изделия за новые; а если кто так сделает, должен королю 5 су штрафа.

  7. Изготовители оловянной посуды должны нести караул, если им меньше 60 лет...

Статут ХІІІ

О веревочниках

  1. Всякий, кто хочет, может быть в Париже веревочником, т.е. делать веревки из всякого рода волокон, липового лыка или волоса, лишь бы знал ремесло, имел средства и работал по обычаям и кутюмам ремесла, которые таковы.

  2. Веревочники могут иметь столько подмастерьев, сколько им угодно, но они не могут иметь больше одного ученика, которого они должны взять не меньше чем на четыре года, но на больший срок они могут взять...

  4. Никто из веревочников не может и не должен делать веревки какого бы то ни было сорта, кроме как целиком из одного материала, а именно: или всю из лыка, или всю из пеньки, или всю из льна, или всю из шелка, кроме веревок, которые делаются из волоса, в которые добавляется пенька, чтобы веревки были лучше, дороже и дольше сохранялись.

  5. Никто из веревочников не может и не должен смешивать старые веревки с новыми...

  7. Никто из веревочников не может и не должен делать какие бы то ни было канаты, т.е. веревки, с помощью которых работники и лошади тянут суда против течения, если они не будут одинаковыми и хорошими как внутри, так и снаружи...

  9. Каждый, кто нарушит что-нибудь из вышесказанного, уплатит королю 5 парижских су штрафа всякий раз, как нарушит, каждое плохое изделие, если будет сделано, сжигается...

  11. Два прюдома имеют власть забрать все плохие изделия в их цехе от имени короля везде, где найдут, и отнести парижскому прево. Если кто-нибудь им сопротивляется, они должны на него указать и сообщить парижскому прево, и прево должен вышеупомянутым образом оштрафовать его за нарушение и за сопротивление.

Статут L

О сукноделах

  1. Никто не может быть парижским сукноделом, если он не купит ремесло у короля, а тот, кто купил кутюму у короля, продает ее одному дороже, другому дешевле, как ему кажется лучше.

  2. Никто из сукноделов и никто другой не может и не должен иметь станок в пределах парижского округа, если он не умеет сам работать на станке или если он не сын мастера.

  3. Каждый парижский сукнодел может иметь в своем доме два широких станка и один узкий, а вне дома он не может иметь ни одного, если не хочет его иметь на тех же условиях, что и чужак.

  4. Каждый сын мастера-сукнодела, пока находится под опекой своего отца или своей матери, т.е. присяжные ни нашли его, на станке или в другом месте...

  37. Никто из ткачей не должен укрывать у себя или у кого-нибудь другого из цеха вора, убийцу или развратника, который содержит любовницу в своем доме ли за городом; если найдется в городе такой слуга, то мастер или подмастерье, которые о нем знают, должны сообшить старшине и присяжным цеха, а старшина и присяжные цеха должны сообщить парижскому прево, если ему угодно, должен заставить его покинуть город, и не должен никто брать его на работу, если он не отказался от своего безумства.

  38. Каждый парижский ткач, имеющий прилавок на крытом рынке для продажи своих сукон, должен платить королю ежегодно с каждого прилавка 5 су...

  40. Каждый ткач должен за каждый целый кусок сукна, который он продает на крытом рынке, 6 денье тонлье[1], и столько же платит покупатель, если он покупает не для собственного употребления.

  41. Каждый ткач за каждый кусок сукна, который он продает в течение недели в своем доме, если живет на королевской земле, должен 2 денье с сукна в качестве тонлье, и столько же должен покупатель, если покупает не для собственного употребления.

  43. Каждый ткач должен за каждые шесть мотков ниток, которые он покупает на рынке в Париже или в другом месте на королевской земле, 1 денье в качестве тонлье...

  45. Никто из ткачей не должен употреблять... грубых ниток и грубой шерсти, и если кто-нибудь так сделает, то при условии, что это ясно видно во многих местах, он платит 5 су штрафа; из этих 5 су король получает половину и присяжные - половину.

  46. Подмастерья-ткачи должны приходить на работу точно в час, когда идут другие ремесленники, а именно плотники и каменщики.

  47. Никто из этого цеха не должен начинать работу до восхода солнца под угрозой штрафа в 12 денье для мастера и в 6 денье для подмастерья, если это не работа по окончанию [куска] сукна, в таковом случае подмастерье может прийти, но только однажды.

  48. Караул старшины и ткачей заключается в том, что старшина платит королю за каждую ночь, когда ькачам нужно нести караул, 20 парижских су и 10 парижских су тем, кто их получает, для их оплаты и для оплаты тех, кто несет караул у Малого и Большого мостов, и для 60 человек, которых он выставляет в те ночи, на которые приходится их [ткачей] караул.

  49. Старшина цеха должен вызывать на караул кого бы то ни было, и тем самым он служит королю и должен исполнять под клятвой хорошо и честно.

  51. Подмастерья-ткачи должны оставлять работу, как только прозвонит первый удар колокола к вечерне, в каком бы приходе они ни работали, но складывать работу они должны после вечерни.

  52. Ни один ткач не должен продавать сукно в Париже оптом, если не продает его локтями...

Статут LІІІ

О сукновалах

  1. Каждый, кто хочет быть в Париже сукновалом, может им быть свободно без покупки ремесла у короля.

  2. Мастер-сукновал не может иметь более двух учеников, если это не его сыновья или братья, рожденные в законном браке.

  3. Ученики, один или два, должны уметь делать все в их ремесле, что мастер им прикажет.

  4. Мастера-сукновалы могут обучать своему ремеслу детей своих жен и своих братьев, рожденных в законном браке, и содержать их со своими учениками так же хорошо, как собственных детей или своих братьев.

  5. Если мастер умер, его жена свободно может содержать мастерскую и учеников указанным образом, т.е. с двумя учениками, детьми своего мужа и его братьями, рожденными в законном браке.

  6. Если вдова сукновала, содержащая мастерскую, выходит замуж за человека не из этого цеха, она не может содержать мастерскую, а если она выходит замуж за члена этого цеха, будь то ученик или подмастерье, она может содержать мастерскую свободно.

  7. Никто из сукновалов не может и не должен принимаь а работу подмастерьев или учеников - мошенников, воров, или убийц, или изгнанных из города по дурному делу, и подмастерья, не имеющего на руках платья стоимостью в 12 денье ...

  11. Подмастерья имеют свой вечерний отдых, т.е. те, которые нанимаются поденно, прекращают работу в мясоед при первом звоне колокола на соборе богоматери, и в пост - при звоне в повечению, а в субботу - при звоне девятого часа на соборе богоматери...

  14. Если ученик убежал от своего мастера до конца обучения, он не должен и не может приступать к ремеслу у своего мастера или у другого, пока не возместит убыток, не может работать как подмастерье, прежде чем отслужит у своего ли или у другого мастера по меньшей мере два года...

  20. Сукновалы не могут и не должны ворсить сукно так, чтобы оно было нехорошо и недобросовестно приготовлено; и если кто-нибудь пожалуется, что сукно плохо наворсено, четверо присяжных должны посмотреть сукно, и, если найдут, что сукно плохо наворсено, тот , кто отделывал сукно, возместит убытки тому, кому сукно принадлежит, по указанию четырех присяжных, и заплатит штраф в 5 парижских су; из етих 5 су мастера имеют 12 денье за их работу и затраты, которые они несут при сборе штрафов...

Статут LІV

О парижских красильщиках

  Каждый, кто хочет быть в Париже красильщиком, красить вайдой и всеми другими красками, которыми красят сукна. может быть им свободно, кроме ткачей шерсти, лишь бы он знал ремесло и имел средства и работал по обычаям и кутюмам цеха, которые таковы:

  Каждый красильщик вайдой и другими красками может иметь столько подмастерьев и учеников, сколько хочет, и может работать ночью, если в этом есть нужда.
Ни один красильщик не может и не должен класть испорченных квасцов, ни лакмусового лишайника, так как это плохие краски. <...>
Парижские сукноделы не могут и не должны окрашивать вайдой или другими красками, так как им не нравится, чтобы красильщик вайдой мог ткать шерсть...

Статут LV

О парижских изготовителях гамаш

  6. Каждый, кто становится мастером - изготовителем гамаш, должен внести 20 вступительных су, из которых 15 имеет король, а 5 су - братство цеха, если он не сын мастера, который не платит ничего.

  7. Никто из изготовителей гамаш ни в Париже, ни в другом месте не может разносить, ни заставлять разносить в городе Париже новые шелковые или полотняные гамаши из-за обмана, который таков, что неизвестные разносчики продают гамаши, сделанные из оческов и другой плохой ткани. Покупатель считает, что купил хорошие товары, а затем понимает, что был обманут, но не знает, где ему найти продавца-разносчика, и так теряет свои деньги, чего не случилось бы, если бы покупали на прилавках. Так было установлено из-за этого обмана.

Статут LXIV

Об изготовителях сальных свечей

  1. Каждый, кто хочет быть в Париже изготовителем сальных свечей, может им быть при условии, что пробыл в цехе, в Париже или в другом месте, шесть лет и больше и работал по обычаям и кутюмам цеха, которые таковы.

  2. Каждый изготовитель сальных свечей может иметь только одного ученика, если это не его сын, но он может иметь столько подмастерьев, сколько хочет, при условии, что подмастерья пробыли в цехе шесть лет в Париже или вне Парижа.

  3. Никто из изготовителей свечей не может брать учеников за деньги или без денег меньше, чем на шесть лет обучения.

  4. Ученики обязаны заканчивать свое обучение у жены, если умер мастер, и у мастера, если умерла жена, до тех пор, пока не пройдет шесть лет.

  5. Никто из изготовителей сальных свечей не может смешивать свинной жир с салом.

  7. Каждый, кто нарушит вышеуказанные установления, то ли мастер, то ли подмастерье, заплатит 5 су штрафа королю, а поддельные изделия будут отобраны.

Статут LXXXXVII

О парижских ременщиках[3], их подмастерьях и учениках

  3. Никто из ременщиков не может иметь более одного ученика, если это не его сын.

  4. Никто из ременщиков не может брать учеников меньше чем за 40 су деньгами и на пять лет обучения, но на больший срок и за большую сумму он может брать. Из 40 су 5 су идет братству.

  6. Если осиротевшый сын какого-нибудь ременщика беден и хочет выучится ремеслу ременщика, старшина цеха устраивает ему обучение и содержание, и для этого имеют старшины 3 су вступительного взноса и 5 су от учеников.

  7. Никто не может брать в ученицы женщины, если она не дочь ременщика.

  9. Никто из ременщиков-мужчин не может брать ученика, если он не берет его в присутствии старшин и следует, чтобы старшины смотрели, имеет ли тот, кто хочет взять ученика, достаточно средств и умения, чтобы добрые люди, чьи дети обучаются ремеслу ременщика, не потеряли денег, а ученик - времени.

  10. Никто не может брать учеников, если не держал мастерской один год и один день в Париже или в другом месте. И это он должен доказать перед старшинами цеха.

  11. Если кто-нибудь получает ученика от старшины и затем разоряется или умирает, в результате чего он не может выполнить свой договор с учеником или не имеет средств его содержать, старшины цеха обязаны взять мальчика и устроить ему обучение и содержание.

  12. Никто из ременщиков не может брать подмастерья в свою мастерскую, если он не проработал где бы то ни было по обычаям и кутюмам Парижа, т.е. если не работал в ремесле шесть лет или больше.

  14. Никто из учеников не может выкупится от своего мастера, если он [мастер]не оставляет ремесло навсегда... сделано это для того, чтобы ученики не доставляли своим мастерам забот, вследствие чего мастера разрешают им выкупится.





[1] Парижский ливр=20 су; су=12 денье.
[2] Тонлье - побор с товара, взимаемый в пользу государства.
[3] Ременщики изготовляли ременные пояса.
источник:

   Средние века: Сборник.-М., 1958.- Вып.Х- С.323-325, 351-356, 358-361,Вып.ХІ.- С. 177, 205,




Содержание >>>

Запрещение Выледки сукон в деревнях >>>


Главная · О проекте · Источники · Содержание · Историческая библиотека · Руская история · Европейская история · Мировая история · Украинская история · Страны · Добавить документ · История в интернете ·
Сделано ©2005 г. ИСТОРИЧЕСКАЯ ХРЕСТОМАТИЯ
Используются технологии uCoz