Глава

1

КОЛОНИАЛЬНЫЙ ПЕРИОД

Никогда еще небо и земля не были в большем согласии, создавая место для обитания человека.

Джон Смит, основатель колонии Виргиния (1607)

В первые годы XVII в. началось великое переселение европейцев в Северную Америку. Слабый ручеек из нескольких сот английских колонистов за три с небольшим столетия превратился в полноводный поток миллионов иммигрантов. В силу разнообразных обстоятельств они уезжали создавать новую цивилизацию на слабо заселенном континенте.

Первые иммигранты из Англии, осевшие на земле теперешних Соединенных Штатов, пересекли Атлантический океан гораздо позже образования процветающих испанских колоний в Мексике, Вест-Индии и Южной Америке. Как и все, кто переселялся тогда в Новый Свет, они прибывали на небольших, переполненных судах. Путешествие занимало от 6 до 12 недель, пища была скудной, и многие переселенцы умирали от болезней. На корабли часто обрушивались бури и штормы, и люди гибли в море.

Большинство европейских иммигрантов оставляло родину ради получения больших экономических возможностей, и зачастую это дополнялось стремлением к религиозной свободе или решимостью избавиться от политического гнета. В 1620—1635 гг. экономические потрясения охватили всю Англию. Множество людей лишилось работы, даже искусные ремесленники едва сводили концы с концами. Эти беды усугублялись неурожаями. Кроме того, развивавшееся в Англии сукноделие требовало увеличения поставок шерсти, и, чтобы не остановились ткацкие станки, овец начинали пасти на общинных землях, отобранных у крестьян.

На новой земле колонистам встречались прежде всего густые леса. Там жили индейские племена, многие из которых по понятным причинам враждовали с белыми пришельцами. Однако последние вряд ли смогли бы выжить, не будь дружественных индейцев, у которых они научились выращивать местные сорта овощей — тыкву, кабачки, бобы и кукурузу. Девственные леса, протянувшиеся почти на 2100 км вдоль восточного побережья Североамериканского континента, обеспечивали их в изобилии дичью и топливом. Они же давали материал для постройки домов, кораблей, изготовления домашней утвари, а также ценное сырье на экспорт.

Первым постоянным английским поселением в Америке был основанный в 1607 г. форт и поселок Джеймстаун в Виргинии. Эта местность вскоре стала процветающей благодаря выращиванию табака, который колонисты сбывали в Лондоне. К 1620 г., когда в Англии нашлись женщины, решившиеся выходить замуж и создавать семьи в Виргинии, вдоль реки Джеймс уже располагались крупные плантации, а число жителей увеличилось до 1 тыс. человек.

ЗАСЕЛЕНИЕ ЗЕМЕЛЬ

Хотя новый континент обладал громадными природными богатствами, торговля с Европой была жизненно необходимой, так как многие товары колонисты еще не могли производить сами. Береговая линия была удобной — на всем ее протяжении имелись бухты и гавани. Только на берегах Северной Каролины и южной части Нью-Джерси отсутствовали места для захода океанских кораблей.

Величественные реки — Кеннебек, Гудзон, Делавэр, Саскуэханна, Потомак и многие другие связывали прилегающие к побережью земли с колониальными портами. Но только река Св. Лаврентия, которой владели заселявшие Канаду французы, вела в глубь Американского континента. Густые леса и гряда Аппалачских гор затрудняли дальнейшее продвижение на запад. Одни лишь охотники и торговцы мехами проникали в эту глушь, и в течение целого столетия основная масса колонистов продолжала селиться у побережья.

Колонии были самообеспечивающимися обществами со своими выходами к морю. Каждая из них стала обособленным, самостоятельным организмом. Но, несмотря на это, проблемы торговли, мореплавания, промышленного производства и финансов выходили за рамки отдельных колоний и требовали совместного урегулирования, что и привело впоследствии к федеративному устройству американского государства.

Заселение колоний в XVII в. требовало тщательного планирования и руководства, а кроме того, оно являлось весьма дорогостоящим и рискованным делом. Поселенцев нужно было перевезти по морю на расстояние почти в 5 тыс. км, снабдить предметами домашнего обихода, одеждой, семенами, орудиями труда, строительными материалами, скотом, оружием и боеприпасами. В отличие от той политики колонизации, что проводилась другими государствами и в другие времена, эмиграцией из Англии ведало не правительство, а частные лица, главным мотивом деятельности которых было получение прибыли.

Две колонии — Виргинию и Массачусетс — основали привилегированные компании. Их фонды, созданные вкладчиками, использовались для снабжения и перевозки колонистов. Прибывавшие в колонию Нью-Хайвен (впоследствии — часть Коннектикута) зажиточные иммигранты сами оплачивали проезд, содержали свои семьи и прислугу. Нью-Хэмпшир, Мэн, Мэриленд, Северная и Южная Каролина, Нью-Джерси и Пенсильвания первоначально принадлежали собственникам из английского дворянства (джентри), которые заселяли пожалованные им королем земли арендаторами и слугами.

Так, Карл I пожаловал Сесилу Калверту, лорду Балтимору, и его наследникам около 2,8 млн. гектаров земли, которые затем стали называться Мэрилендом. На землях, розданных Карлом II, сформировались обе Каролины и Пенсильвания. Фактически и собственники колоний, и привилегированные компании лишь пользовались землями короны, внося за них символическую плату. Так, лорд Балтимор ежегодно отсылал королю два наконечника от индейских стрел.

Тринадцатью колониями, которые стали Соединенными Штатами, являлись с севера на юг: Нью-Хэмпшир, Массачусетс, Род-Айленд, Коннектикут, Нью-Йорк, Нью-Джерси, Пенсильвания, Делавэр, Мэриленд, Виргиния, Северная и Южная Каролина, Джорджия. Отдельно взятые колонии имели различное происхождение. Некоторые создавались выходцами из других поселений: так, например, Род-Айленд и Коннектикут были учреждены жителями Массачусетса — прародины всей Новой Англии. Джорджию основала группа лиц во главе с Джеймсом Эдвардом Оглторпом. Они задумали отправить в Америку должников из английских тюрем для создания пограничной колонии, которая преграждала бы путь испанцам на юге континента. Колония Новые Нидерланды, основанная в 1621 г. голландцами, в 1664 г. отошла к Англии и была переименована в Нью-Йорк.

В ПОИСКАХ РЕЛИГИОЗНОЙ И ПОЛИТИЧЕСКОЙ СВОБОДЫ

Во время религиозных движений XVI—XVII вв. те, кто называл себя пуританами, пытались реформировать официальную английскую церковь. Они требовали заменить католические начала протестантскими, упростить вероучение, обряды и церковную службу. Их реформаторские идеи, подрывавшие единство церкви, грозили расколоть все общество и ослабить королевскую власть.

В годы правления Якова I небольшая группа сепаратистов — радикально настроенных сектантов, порвавших с официальной церковью, — отбыла в голландский город Лейден, где им было разрешено отправлять свои обряды. Впоследствии часть членов этой лейденской конгрегации — "пилигримы" — решила эмигрировать в Новый Свет, где и основала в 1620 г. колонию Плимут (в Массачусетсе).

Вскоре после восшествия на престол Карла I (1625) лидеры пуритан в Англии стали подвергаться, как они сами это расценили, все большим гонениям и преследованиям. Несколько священников, которых власти лишили права служить в церквах, присоединились к американским пилигримам вместе со своей паствой, причем в этой второй группе эмигрантов-пуритан было немало богатых и знатных людей. В 1630 г. они основали колонию Массачусетского залива, а к концу следующего десятилетия в Америке насчитывалось уже шесть пуританских колоний.

Не только пуритане становились колонистами по религиозным мотивам. Недовольство своей участью в Англии побудило Уильяма Пенна и его единомышленников — квакеров (1) учредить колонию Пенсильвания, где существовала веротерпимость. Опасение за судьбы английских католиков способствовало основанию лордом Балтимором Мэриленда. В Северной Каролине многие колонисты, религиозные диссиденты германского и ирландского происхождения, искали как религиозную свободу, так и экономические возможности.

Многие переселялись в Америку из политических соображений. В 1630-е годы деспотическое правление Карла I дало толчок миграции в Новый Свет. Затем революция в Англии и победа противников Карла I во главе с Оливером Кромвелем в 40-е годы вынудила многих кавалеров — "людей короля" — попытать счастья в Виргинии. Деспотизм мелких германских князей, особенно в вопросах веры, и многочисленные войны, которые шли в их владениях, способствовали усилению немецкой иммиграции в Америку в конце XVII и в XVIII в.

КОЛОНИСТЫ, РАБЫ И СЕРВЕНТЫ

Мужчины и женщины, даже не слишком заинтересованные в новой жизни на американской земле, нередко поддавались на уговоры вербовщиков. Уильям Пенн распространял в печати сведения о том, какие возможности и блага ожидают желающих переехать в Пенсильванию. Судей и тюремщиков подговаривали дать заключенным шанс перебраться в Америку вместо исполнения приговора.

Лишь немногие колонисты могли отправиться за океан с семьями за свой счет, чтобы начать там новую жизнь. Капитаны кораблей получали большое вознаграждение за продажу контрактов по найму бедноты для работы в Америке. Чтобы взять на борт побольше пассажиров, они не гнушались ничем — от самых необыкновенных посулов и обещаний до похищения детей. В других случаях расходы по перевозке и содержанию переселенцев брали на себя агентства по колонизации, такие как Лондонская компания в Виргинии и Компания Массачусетского залива. В свою очередь, подписавшие контракт с компанией обязывались отработать на нее в качестве чернорабочего или законтрактованного слуги (сервента) определенный срок — как правило, от четырех до семи лет. По истечении срока сервентам полагалось получить "то, что причитается свободному человеку", иногда даже небольшой участок земли. Многие из тех, кто прибыл в Новый Свет на таких условиях, вскоре обнаруживали, что, оставаясь слугами или арендаторами, они не стали жить лучше, чем на родине.

Историки подсчитали, что примерно половина колонистов, живших к югу от Новой Англии, прибыла в Америку таким образом. Хотя большинство честно выполняло свои обязательства, некоторые бежали от хозяев. Многим беглым сервентам тем не менее удавалось получить землю и обзавестись фермой — в той колонии, где они поселились, или в соседних. Кабальная служба не считалась позорной, и семейства, начавшие свою жизнь в Америке с этого наполовину рабского положения, отнюдь не запятнали тем самым свою репутацию. Даже среди руководителей колоний встречались люди, бывшие в прошлом сервентами.

Существовало, однако, очень важное исключение из этого правила — африканская работорговля. Первых негров доставили в Виргинию в 1619 г., через 7 лет после основания Джеймстауна. Вначале многие черные поселенцы считались законтрактованными слугами, которые могут "заработать" себе свободу. Однако к 60-м годам XVII в., когда потребность в рабочих руках на плантациях увеличилась, начал укрепляться институт рабства. Негров стали привозить из Африки в кандалах — уже как пожизненных рабов.

СМЕШЕНИЕ КУЛЬТУР

Большая часть колонистов в XVII в. были англичане, однако в среднеатлантических колониях проживало небольшое количество голландцев, шведов и немцев. В Южной Каролине и в других колониях попадались французы-гугеноты, а также испанцы, итальянцы и португальцы. После 1680 г. Англия перестала быть основным источником иммиграции. Люди тысячами бежали из охваченной войнами Европы. Многие покидали родину, чтобы избавиться от нищеты, порожденной гнетом властей и крупных лендлордов, владевших поместьями, в которых сами не проживали. К 1690 г. американское население достигло четверти миллиона человек. С тех пор оно удваивалось каждые 25 лет, пока не превысило 2,5 млн. в 1775 г.

Еще до основания первого английского поселения в Виргинии в 1607 г. португальские и испанские иммигранты основали процветающие фермы и города в Центральной и Южной Америке. Их поселения доходили на севере до теперешних штатов Флорида и Нью-Мексико. Они печатали книги, открывали колледжи и церкви. К концу XVI в. в Новом Свете проживало более 150 тыс. выходцев из Испании.

Испанское влияние оставалось важным и постоянным элементом североамериканской культуры и архитектуры. Развиваясь на протяжении нескольких столетий, оно, в свою очередь, впитало в себя элементы культуры индейских племен.

Колонистам неанглийского происхождения большей частью удавалось адаптироваться к культуре первых поселенцев, но это не означало, что все они превращались в англичан. Колонисты перенимали английский язык, законы и обычаи, но в измененном, американизированном виде. В результате появилась уникальная культура — сплав английской и континентальной европейской, порождавшийся самой средой Нового Света.

Хотя колонисты и их семьи могли чувствовать себя примерно одинаково, переехав из Массачусетса в Виргинию или из Южной Каролины в Пенсильванию, отдельно взятые колонии заметно отличались друг от друга. Различия между региональными группами были еще более отчетливы.

Американские поселения группировались по географическим "секциям", в зависимости от природных условий. На юге с его теплым климатом и плодородной почвой складывалось в основном аграрное общество. В среднеатлантических колониях — Пенсильвании, Нью-Джерси, Делавэре и Нью-Йорке природа была более разнообразной — леса, долины, пригодные для сельского хозяйства, бухты, где выросли такие крупные портовые города, как Филадельфия и Нью-Йорк. Новая Англия на северо-востоке представляла собой второстепенную в сельскохозяйственном отношении местность: тощая, каменистая почва, гористый, неровный рельеф, короткое лето и долгая зима. Поэтому ее жители решали другие задачи — использовали силу воды и строили мельницы и лесопилки. Наличие строевого леса способствовало развитию судостроения, удобные бухты благоприятствовали торговле, а море служило источником обогащения. В Массачусетсе один только промысел трески сразу стал приносить высокие прибыли.

НОВАЯ АНГЛИЯ

Поселение у Массачусетского залива сыграло важную роль в религиозном развитии всей Новой Англии. Основавшие его 25 колонистов во главе с губернатором Джоном Уинтропом имели королевскую хартию и были полны решимости преуспеть.

За первые десять лет существования колонии туда прибыло 65 пуританских священников, и вследствие религиозных убеждений лидеров колонистов и при их поддержке там укрепилась власть церкви. Формально церковники не обладали светской властью, но фактически они руководили колонией. За короткий срок сложилась система правления, теократическая и авторитарная одновременно. На собраниях колонисты могли обсуждать общественные дела, и население приобрело некоторые навыки самоуправления. Хотя поселки вырастали на основе церковных общин, особенности жизни в приграничной полосе вынуждали всех свободных жителей заниматься гражданскими делами. Но духовенство и консервативно настроенные прихожане пытались постоянно поддерживать в обществе религиозный конформизм, следили за нерушимостью церковных догматов.

Однако они не смогли одурманить всех граждан. Мятежно настроенный священник Роджер Уильямс поставил под сомнение право захвата земель индейцев и целесообразность соединения церкви с гражданской властью. Общее собрание (2) изгнало его из колонии за распространение "новых и опасных взглядов, направленных против всех представителей власти". Он нашел приют по соседству, у дружественных индейцев, где и создал поселение Род-Айленд на основе принципов веротерпимости и отделения церкви от государства.

Из Массачусетса уходили не только "еретики", подобные Уильямсу. Ортодоксальные пуритане также устремлялись на поиски лучших земель и больших возможностей. Фермеров, оказавшихся в трудном положении из-за плохой земли, привлекала плодородная долина реки Коннектикут. Многих желавших осесть на тучной, равнинной земле не пугала даже опасность нападения индейцев. Примечательно, что, учреждая выборные органы власти, переселенцы не ограничивали право голоса принадлежностью к определенной церковной общине. Часть жителей Массачусетса уходила на север, и вскоре те, кто искал свободу и землю, основали колонию Нью-Хэмпшир и поселения в Мэне.

Строя поселки и города вблизи морских бухт, жители Новой Англии приспосабливались к городской жизни. Многие занимались торговлей или другим прибыльным делом. Обзаводясь небольшими пригородными фермами, новоангличане совместно пользовались участками леса и пастбищами. Близость поселений друг к другу позволяла им открывать школы и церкви, иметь дома для собраний членов общины. Преодолевая одинаковые трудности, возделывая одну и ту же каменистую почву, промышляя нехитрым ремеслом, население Новой Англии приобретало качества самостоятельного, независимого народа.

Пока колония Массачусетского залива расширяла свое влияние в Новой Англии, сама она быстро развивалась и ее торговля росла. С середины XVII в. Бостон стал одним из крупнейших американских портов. Леса давали дуб для постройки кораблей, сосну для мачт, деготь и вар для смоления судов. Строя корабли и плавая на них по всему миру, судовладельцы Массачусетса заложили основу морской торговли, значение которой неуклонно росло. К концу колониального периода треть всех судов, ходивших под британским флагом, строилась в Америке. Излишек пищевых продуктов, строительных материалов и изделий из дерева шел на экспорт. Корабельщики Новой Англии вскоре обнаружили, что выгодными товарами являются также ром и рабы.

СРЕДНЕАТЛАНТИЧЕСКИЕ КОЛОНИИ

Во второй большой географической секции — среднеатлантических колониях — общество было гораздо более многоликим, космополитичным и веротерпимым, чем в Новой Англии. Пенсильвания и Делавэр обязаны своими успехами Уильяму Пенну, квакеру, задавшемуся целью привлечь поселенцев многих вероисповеданий и национальностей. Решив, что его колония должна показать пример справедливого и честного ведения дел с индейцами, Пенн заключил с ними договор, который неукоснительно соблюдался и обеспечивал мирные с ними отношения.

Пенсильвания жила спокойной жизнью и быстро росла. В течение года после прибытия туда Пенна колонию пополнили 3 тыс. новых граждан. Ее столица Филадельфия — город с широкими тенистыми улицами, домами из камня и кирпича, с доками, в которых кипела работа. К концу колониального периода там проживало 30 тыс. человек, говоривших на разных языках, имевших разные профессии и вероисповедание. Одной из религиозных сект были квакеры, стоявшие за отделение церкви от государства, настроенные против ведения войн и принесения присяги. Благодаря их труду и предприимчивости этот город превратился в один из процветающих центров колониальной Америки.

Квакеры преобладали в Филадельфии, а в других частях колонии имелись и другие секты. Выходцы из Германии показали себя самыми искусными фермерами, знали они также ткацкое, сапожное, столярное и прочие ремесла. Через Пенсильванию прибывала в Новый Свет основная масса шотландских и ирландских иммигрантов. Сильные, энергичные и одновременно религиозные люди, они могли жить на самой границе поселений и выступали за представительную демократию и за народное образование. Шотландцы и ирландцы стали передовым отрядом новой цивилизации, продвигавшимся в глубь континента.

Столь же смешанным было население колонии Нью-Йорк, что как нельзя лучше демонстрирует многоязычие Америки. К 1646 г. вдоль реки Гудзон поселились голландцы, французы, датчане, норвежцы, шведы, англичане, шотландцы, ирландцы, немцы, поляки, выходцы из Богемии, Португалии, Италии. Но это только предшественники миллионов будущих иммигрантов.

Голландцы владели Новыми Нидерландами, впоследствии колонией Нью-Йорк, около 40 лет. Но они были оседлым народом, не склонным к миграции, да и переселение в колонии не давало им никаких политических или религиозных преимуществ. Кроме того, голландская Вест-Индская компания испытывала трудности в вопросах управления Новыми Нидерландами: недоставало опытны: чиновников. В 1664 г., по мере роста заинтересованности англичан в колониях, голландское поселение было ими захвачено. Однако социально-экономическое влияние голландцев надолго сохранилось там. Их дома с крутыми двускатными крышами стали неотъемлемой частью местного пейзажа, а присутствие их купцов и торговцев придавало портовому городу оживленный вид (3).

Благодаря голландцам в Нью-Йорке утвердился иной стиль жизни, чем в пуританском Бостоне, — праздничные дни отмечались увеселениями и свадьбами. Сохранились голландские обычаи навещать соседей под Новый год I праздновать приход св. Николая на Рождество.

Новый британский администратор Ричард Николс постепенно и настолько разумно перестраивал управление колонией, что заслужил уважение как голландских, так в английских поселенцев. Городские магистраты пользовались здесь той же самостоятельностью, что в Новой Англии, а через несколько лет и в Нью-Йорке местные голландские законы и обычаи стали уживаться с английской практикой.

К 1696 г. в провинции Нью-Йорк проживало около 30 тыс. человек. В плодородных долинах рек Гудзон, Мохок и других процветало крупное землевладение. Имелись там и арендаторы, и мелкие самостоятельные фермы. На травяных холмистых равнинах пасли овец, лошадей и свиней, выращивали лен и табак, собирали огромные урожаи, особенно яблок. Экономическому развитию способствовала торговля мехами: их удобно было доставлять из города Олбани, расположенного севернее города Нью-Йорка, по реке Гудзон — весь путь занимал 232 км.

ЮЖНЫЕ КОЛОНИИ

Виргиния, Мэриленд, Северная и Южная Каролина, Джорджия сильно отличались от Новой Англии и среднеатлантических колоний своим преимущественно сельским характером. Первым сохранившимся английским поселением в Новом Свете был Джеймстаун (Виргиния). В конце декабря 1606 г. около ста человек при содействии Лондонской компании затеяли грандиозное предприятие, обещавшее большую прибыль. Среди колонистов выделялся капитан Джон Смит. Несмотря на все конфликты и ссоры между колонистами, их голодную жизнь и нападения индейцев, он успешно руководил маленькой колонией в первые годы ее существования.

Вначале колонисты прилагали максимум усилий для заготовки леса и других материалов для вывоза в Лондон на продажу. После нескольких неимоверно трудных лет в хозяйстве Виргинии наступил настоящий переворот. В 1612 г. найден способ обработки виргинского табака, сделавший его пригодным для европейцев. Первая его партия была доставлена в Лондон в 1614 г., и через десять лет табак стал главной доходной статьей Виргинии.

Однако культура табака после нескольких урожаев истощала почву, и плантаторы распахивали все новые участки земли. Поэтому они рассредоточивались, перемещаясь вверх и вниз по многочисленным рекам и не строя городов. Даже в столице — Джеймстауне было совсем мало домов.

Хотя большая часть поселенцев, желавших разбогатеть, направлялась в Виргинию, благоприятные религиозные и экономические условия привлекали людей и в соседнюю колонию Мэриленд. Намереваясь превратить ее в убежище для католиков, лорд Балтимор и члены его семейства — Калверты — были одновременно заинтересованы в доходных имениях. Ради этого, а также чтобы не обострять отношений с правительством, они поощряли и протестантскую иммиграцию в свои владения.

Калверты собирались преобразовать Мэриленд в традиционное аристократическое "поместье" и управлять им наподобие королей. Но в этом пограничном обществе не угасал дух сопротивления властям. Как и в других колониях, в Мэриленде невозможно было обуздать упорное стремление поселенцев к личной свободе, установленной английскими обычаями, и лишить граждан их естественного права на участие в управлении через выборы своих представителей в законодательную ассамблею.

К концу XVII — началу XVIII в. экономика и социальная структура Мэриленда походили на виргинские: обе — аграрные, с господствующими на побережье крупными плантаторами-рабовладельцами. Они сосредоточили в своих руках основной объем политической власти и лучшие земли, выстроили великолепные особняки, вели аристократический образ жизни, пользовались достижениями европейской культуры. Второе место в социально-экономической иерархии занимали фермеры, которые также заседали в ассамблеях и получали должности. Их нескрываемое свободолюбие было постоянным предупреждением плантаторской олигархии — не допускать чрезмерных посягательств на права свободных граждан. Наименее благополучную группу составляли мелкие фермеры, боровшиеся за существование в условиях конкуренции с плантаторами. Ни в Мэриленде, ни в Виргинии не сформировался значительный класс торговцев, так как плантаторы сами отправляли свой товар на лондонский рынок.

Главным портом и коммерческим центром Юга являлся город Чарлстон в Южной Каролине. В этой колонии торговля стала основным источником богатства, и ее жители быстро научились совмещать сельское хозяйство с коммерцией. Леса также давали доход — древесина, вар и смола местной породы сосен оказались лучшим в мире материалом для постройки кораблей. В отличие от виргинцев жители Северной и Южной Каролины собирали более одного урожая в год. Они выращивали и экспортировали рис и индиго — растительный краситель для тканей синего цвета. К 1750 г. в обеих колониях проживало более 100 тыс. человек.

Для южных да и всех остальных колоний особое значение имело расширение внутренней территории. Жители первых поселений устремлялись туда ради большей свободы. Те, кто не сумел получить плодородную землю близ берега моря или чья земля истощилась, считали холмистую местность к западу от побережья самой благоприятной для колонизации, и в короткий срок там появилось множество процветающих ферм.

Проживая рядом с территорией, заселенной индейцами, превратив хижины в укрепления и полагаясь на свой острый глаз и верный мушкет, жители пограничных поселений становились в силу необходимости стойким и мужественным народом, не нуждавшимся в чьей-либо помощи. Они расчищали участки леса под пашню, выжигали кустарник и сеяли среди пней кукурузу и пшеницу.

ОБЩЕСТВО, ОБРАЗОВАНИЕ И КУЛЬТУРА

В колониальный период достаточно отчетливо просматривалась граница между первыми поселениями и удаленными от побережья внутренними районами. Жители последних активно участвовали в политических дебатах, бросая вызов всему косному и традиционному. Местные власти не могли воспрепятствовать прогрессивным переменам, так как каждый колонист имел возможность перебраться на новые, пограничные земли. Чтобы не допустить массового ухода населения, колониальной верхушке время от времени приходилось проводить либеральную политику — в том числе в религиозных делах, предоставлять колонистам землю на льготных условиях. Самоуспокоенность и пассивность были несвойственны обществу сильных и энергичных людей, которое складывалось в ходе расширения заселяемой территории. Продвижение к западу — от береговой равнины к предгорьям — явилось колоссальным вкладом в будущее Америки.

Не менее важное значение для будущего страны имело развитие образования и культуры, начавшееся в колониальный период. В 1636 г. в Массачусетсе был основан Гарвардский колледж, в Виргинии в конце XVII в. — колледж Уильяма и Мэри, а несколько лет спустя в Коннектикуте появилась университетская школа, впоследствии Йельский колледж. Но гораздо более примечательным фактом стала государственная система школьного образования. В 1647 г. в колонии Массачусетского залива было введено обязательное начальное обучение, и этому примеру вскоре последовали остальные колонии, за исключением Род-Айленда.

Первые иммигранты Новой Англии привезли с собой книги и продолжали выписывать их из Лондона. Уже в 80-е годы XVII в. бостонские книготорговцы наживали большие деньги, продавая произведения античных классиков, труды по истории, политике, философии, естественным наукам, богословию, а также художественную литературу.

В среднеатлантических колониях ситуация была неоднозначной. Слишком занятые обогащением, чтобы уделять внимание образованию, нью-йоркцы заметно отставали в этой области. Школы там были бедными, а королевские власти мало занимались их обеспечением. Лишь к середине XVIII в. открылись колледж колонии Нью-Джерси в Принстоне, "Кингз колледж" (ныне Колумбийский университет) в городе Нью-Йорке и "Куинз колледж" (будущий Университет Ратгерса) в Нью-Брансуике, Нью-Джерси.

Самой активной в деле развития образования была колония Пенсильвания. В первой школе, открытой там в 1683 г., учили читать, писать и считать. Вскоре в каждой квакерской общине привилась традиция давать детям начальное образование. Более глубокие знания — классических языков, истории и литературы — можно было получить в квакерской школе "Общества друзей", которая до сих пор существует в Филадельфии под названием "Привилегированная школа Уильяма Пенна". Принимали туда и детей бедноты, но состоятельные родители должны были платить за обучение.

В многочисленных частных школах Филадельфии, не связанных с церковной общиной, учили иностранным языкам, математике и естественным наукам, а кроме того, имелись вечерние школы для взрослых. Уделялось внимание и образованию женщин: частные педагоги обучали дочерей зажиточных горожан французскому языку, музыке, танцам, рисованию, пению, грамматике, а иногда даже бухгалтерии.

Своим интеллектуальным и культурным развитием Пенсильвания во многом обязана двум энергичным людям — Джеймсу Логану и Бенджамину Франклину. Логан занимал должность секретаря колонии, и именно в его замечательной библиотеке молодой Франклин нашел новейшие научные труды. В 1745 г. Логан выстроил для библиотеки специальное здание и подарил и то и другое городу. Франклин сделал еще больше для развития научной жизни Филадельфии. Он создал клуб, называвшийся "хунта", который стал зародышем Американского философского общества. Усилиями Франклина была основана академия, впоследствии преобразованная в Пенсильванский университет. Он же явился инициатором создания публичной библиотеки, собираемой по подписке, на основе пожертвований, которую назвал праматерью всех публичных библиотек в Северной Америке (4).

На Юге фермы и плантации так далеко отстояли друг от друга, что открывать там школы по образцу Новой Англии, где население жило компактно, было невозможно. Плантаторы и их ближайшие соседи либо нанимали домашних учителей, либо отправляли детей в английские учебные заведения. В результате сочинения греческих и латинских авторов, научные трактаты, книги по юриспруденции переходили из рук в руки, с одной плантации на другую. В Чарлстоне (Южная Каролина), где распространилось увлечение театром, музыкой и живописью, еще до 1700 г. открылась библиотека.

Тяга к знаниям проявилась не только в сформировавшихся и обустроенных центрах, но и на границе поселений. Шотландские и ирландские иммигранты ютились в примитивных хижинах, но тем не менее являлись убежденными сторонниками просвещения и старались заполучить в свою общину образованных священников.

Книжная продукция выпускалась главным образом в Новой Англии. Самой распространенной была церковная литература, особенно тексты проповедей. Знаменитый пуританский священник Коттон Мэзер издал около 400 работ. Его главный труд "Великие деяния Христа в Америке" — живо и ярко написанная история Новой Англии. Но наибольшую популярность снискала пространная поэма преподобного Майкла Уиглсуорта "Второе пришествие", поражавшая читателя жуткими картинами Страшного суда.

Жители Кембриджа — поселка в окрестностях Бостона — гордились своим типографским прессом, и в 1704 г. в столице Массачусетса была выпущена первая колониальная газета. Вскоре появилось еще несколько газет, в том числе за пределами Новой Англии. Свобода печати подверглась первому испытанию в ходе судебного процесса над нью-йоркским издателем Иоганном Питером Зенгером, чья газета "Нью-Йорк уикли джорнал", основанная в 1733 г., стала рупором оппозиции местным властям. Она выходила в течение двух лет, после чего губернатор, не выдержав сатирических выпадов Зенгера, посадил его в тюрьму по обвинению в клевете. Но даже будучи в заключении, Зенгер продолжал руководить изданием газеты. Судебное разбирательство тянулось девять месяцев и вызвало громадный интерес во всех колониях. Зенгера защищал знаменитый адвокат Эндрю Гамильтон, который сумел доказать, что его разоблачительные статьи соответствуют действительности, то есть не являются клеветой. Суд присяжных оправдал Зенгера, и он был освобожден. Это знаменательное событие положило начало американской традиции свободы печати.

ФОРМИРОВАНИЕ ОРГАНОВ ВЛАСТИ

Поразительной чертой всех этапов колониальной истории было отсутствие жесткого контроля со стороны британских властей. Пока колонии формировались, они фактически были предоставлены самим себе. Британское правительство непосредственно не участвовало в их основании (за исключением Джорджии), и к политическому руководству колониями оно приступило постепенно и не сразу.

То, что король передал акционерным компаниям и собственникам колоний свою прямую власть над поселениями в Новом Свете, не освобождало колонистов от управления ими извне. Согласно королевским хартиям, выданным Лондонской компании и Компании Массачусетского залива, они получали всю полноту власти, но предусматривалось, что находиться они будут в Англии. Тем самым ограничивались права жителей Америки — как если бы ими безраздельно правил король.

Исключительное право управления колониями извне пришлось в конце концов упразднить, и первый шаг к этому сделала сама Лондонская компания, разрешив виргинцам иметь своих представителей в местных органах власти. В 1618 г. компания дала указание назначенному ею губернатору разрешить свободному населению избирать уполномоченных, которые вместе с ним и с членами его совета будут принимать законы на благо колонии.

Последствия ощущались на протяжении всего колониального периода — были признаны права поселенцев на участие в управлении и другими колониями. Делая земельные пожалования, король в большинстве случаев стал предоставлять фрименам (5) право голоса при выработке местного законодательства. Так, в хартиях, данных лорду Балтимору в Мэриленде, Уильяму Пенну в Пенсильвании, собственникам Северной и Южной Каролины и Нью-Джерси, говорилось, что законодательство должно осуществляться там "с согласия фрименов".

Пункт о самоуправлении отсутствовал только в двух случаях: при пожаловании колонии Нью-Йорк брату Карла II герцогу Йоркскому (впоследствии — король Яков II) и при передаче Джорджии во владение группе "доверенных лиц". Однако и там верховенство собственников было непродолжительным, ибо колонисты так энергично добивались права на представительство, что британская администрация пошла на уступки.

На первых порах это право не имело большого значения. Но оно явилось шагом к установлению фактического полновластия самих колонистов — благодаря тому что избираемые ими ассамблеи взяли под контроль финансы. Без согласия ассамблей нельзя ни собирать налоги, ни расходовать бюджет — даже на выплату жалованья губернатору или другим назначаемым чиновникам. Если последние не подчинялись ассамблее, она не выделяла денег на жизненно важные цели. Имели место случаи, когда непокорные губернаторы не получали ничего или же им устанавливалось символическое жалованье в один пенс. Учитывая это, колониальная администрация старалась угождать волеизъявлению колонистов.

КОЛОНИАЛЬНЫЕ ЛЕГИСЛАТУРЫ (6) И КОРОЛЕВСКИЕ ГУБЕРНАТОРЫ

В Новой Англии установилось, и надолго, еще более полное самоуправление, чем в остальных колониях. На борту корабля "Мэйфлауэр", который доставил их в Америку (1620), пилигримы приняли документ об устройств власти, известный как "Соглашение на "Мэйфлауэре". В нем говорилось, что они "соединяются в гражданское общество ради лучшего порядка и самосохранения... станут принимать, учреждать и оформлять такие справедливые и отвечающие данной цели законы, постановления конституционные положения и должности... которые будут считаться самыми удобными, подходящими и отвечающими общему благу колонии...".

Хотя у пилигримов не было правовой основы для самоуправления, эту акцию никто не оспаривал. Придерживаясь данного соглашения, плимутские поселенцы многие годы вели дела без чьего-либо вмешательства извне.

Когда Компания Массачусетского залива, получив хартию на управление колонией, отправилась вместе группой переселенцев в Америку, вся полнота власти оказалась в руках колонистов. Основатели компании (около 12 человек) попытались было ввести свое, аристократическое правление, но рядовые колонисты вскоре потребовали равного права на участие в общественных делах, пригрозив уходом из колонии.

Руководству компании пришлось пойти на уступки, и власть отошла к выборным представителям. Другие колонии Новой Англии, Коннектикут и Род-Айленд, также ввели самоуправление — на том простом основании, что они недосягаемы для любого правительства и поэтому обязаны учредить собственную политическую систему подобную той, что уже была в Плимуте.

Самоуправление в этих колониях не осталось не замеченным британскими властями. В судебном порядке они аннулировали в 1684 г. хартию Массачусетса, после чего вся Новая Англия оказалась под прямой королевской властью в лице присланного из Лондона губернатора. Колонисты энергично сопротивлялись, и после революции 1688 г. в Англии, когда был низложен Яков II, они изгнали королевского губернатора. Род-Айленд и Коннектикут, в состав которого вошла колония Нью-Хейвен, смогли вернуть себе фактическую независимость, но Массачусетс вскоре вновь оказался под властью короля. Народ, однако, уже получил некоторую "долю" управления, которая постепенно росла, пока не стала доминирующей — благодаря контролю избираемых ассамблей над бюджетом.

Хотя Лондон требовал от губернаторов проводить политику, отвечающую британским интересам, а английский "Тайный совет" продолжал осуществлять свое право пересмотра колониального законодательства, колонистам удавалось обходить все эти ограничения. С 1651 г. британское правительство время от времени принимало постановления, регулирующие некоторые стороны экономической жизни колоний, что в большинстве случаев было выгодно только Англии, но колонисты просто игнорировали законы, наносившие им ущерб. Иногда британская администрация пыталась силой навязать их исполнение, но эти попытки быстро проваливались.

Относительная политическая самостоятельность колоний во многом объяснялась их удаленностью от Англии. Они все больше становились "американскими", а не "английскими". Эта тенденция усиливалась благодаря смешению различных национальных групп и культур — процессу, который все время шел в Америке.

О том, как это происходило, каким образом закладывался фундамент новой нации, очень выразительно написал в 1782 г. французский агроном и путешественник Гектор Сен-Джон де Кревекер. "Что такое американец, каков этот новый человек? — спрашивал он в своем произведении "Письма американского фермера". — Он либо европеец, либо потомок европейца, и отсюда столь необычное смешение разных кровей, которого вы не найдете ни в одной стране... Я могу рассказать вам о семье, где дед — англичанин, бабка — голландка, их сын женат на француженке, а внуки женились на женщинах разных национальностей. Американец — это тот, кто, расставшись со всеми прежними привычками и представлениями, приобретает новые — благодаря новому укладу жизни, который его окружает, новой власти, которой он подчиняется, новому социальному положению, которое он занимает..."


(1) Члены религиозной христианской общины, основанной в середине XVII в. в Англии и называвшей себя "Общество друзей". Отвергали институт священников и церковные таинства, считая, что человек может непосредственно общаться с Богом. Проповедовали миротворчество, занимались благотворительностью, отвергали насилие.

(2) Орган самоуправления Массачусетса.

(3) При голландском правлении город назывался Новым Амстердамом, впоследствии переименован в Нью-Йорк.

(4) Будучи самоучкой, Франклин прославился во многих областях естественных и гуманитарных наук. Мировую известность приобрели его опыты с атмосферным электричеством и изобретение молниеотвода. Был избран почетным доктором крупнейших университетов и иностранным членом ряда академий и научных обществ Европы. В ноябре 1789 г. принят иностранным членом петербургской Академии наук.

(5) Свободные колонисты.

(6) Легислатура — выборный законодательный орган (англ.).

Дальше

Оглавление