Глава

3

ФОРМИРОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА

Каждый человек и каждое сообщество людей на Земле обладают правом на самоуправление.

Томас Джефферсон (1790)

Победившая революция дала американцам возможность воплотить в жизнь их политические идеалы, которые выражала Декларация независимости, и решить часть вопросов путем принятия конституций штатов. Теперешние граждане США настолько привыкли к своим конституциям, что воспринимают их как должное, хотя они прошли долгий путь эволюции и были одними из первых в мировой истории.

Еще 10 мая 1776 г. Континентальный конгресс принял резолюцию, рекомендующую колониям учредить новые органы власти — "которые будут наилучшим образом обеспечивать благополучие и спокойствие своих избирателей". Но к тому времени некоторые колонии уже выполнили эту задачу, и в течение года после принятия Декларации независимости все штаты, за исключением трех, выработали собственные конституции. В большинстве из них нашли отражение идеалы демократии и во всех отдавалось должное традициям. Создатели конституций использовали богатый опыт колониального периода, английскую практику управления и французскую политическую философию. Важно, однако, то, что написание конституций штатов стало конкретным воплощением принципов Американской революции.

Первоочередной задачей создателей конституций было обеспечение тех "неотъемлемых прав", нарушение которых Великобританией побудило колонии разорвать с ней отношения. Поэтому каждая конституция начиналась с декларации прав или с билля о правах. Конституция Виргинии, ставшая образцом для остальных, содержала такие принципы, как народный суверенитет, свободные выборы, сменяемость должностных лиц. В ней перечислялись основные гражданские свободы: небольшие размеры залога для отпускаемых на поруки и смягчение наказаний, замена постоянной армии милицией, быстрое рассмотрение дел в судах присяжных, свобода печати и свобода совести, право большинства народа изменять состав правительства или заменять его целиком, отмена "общих ордеров" (1).

Другие штаты расширяли перечень свобод, включая в него свободу слова, собраний, подачи петиций, а нередко и право носить оружие, предписание "хабэас корпус" (2), неприкосновенность жилища и равное для всех право прибегать к защите закона. Кроме того, все конституции штатов предусматривали трехчленную структуру власти — разделение ее на исполнительную, законодательную и судебную, каждая из которых ограничивалась и уравновешивалась другими.

Пока тринадцать колоний становились штатами и адаптировались к условиям независимости, на обширной территории к западу от побережья появлялись новые государственные образования. Привлекаемые плодородными землями, первые поселенцы ("пионеры") переваливали через Аппалачские горы и шли дальше на запад. К 1775 г. за пределами первоначальных колоний проживало несколько десятков тысяч американцев. Отделенные цепью гор и сотнями километров от центров политической власти, они учреждали органы самоуправления. Люди устремлялись из приатлантических штатов внутрь страны — в долины рек, густые леса, холмистые прерии. К 1790 г. за Аппалачи переселилось более 120 тыс. человек.

ПРОБЛЕМА "ИМПЕРИИ"

По окончании революции теперь уже Соединенным Штатам приходилось решать проблему "империи" — устанавливать порядок заселения новых земель и управления ими, регламентировать торговлю мехами, отношения с индейцами. Еще до Войны за независимость некоторые колонии, претендовавшие на земли за Аппалачами, оспаривали их друг у друга. Те же, кто не успел потребовать их для себя, считали несправедливым такой дележ богатого земельного куша.

Штат Мэриленд, представлявший интересы последних, предложил считать западные земли общей собственностью, которую Континентальный конгресс должен разделить на свободные и независимые провинции под управлением губернаторов. Эта идея не получила поддержки. Тем не менее в 1780 г. штат Нью-Йорк стал на правильный путь, сняв свои претензии к Соединенным Штатам. Его примеру последовали и другие бывшие колонии, и к концу войны стало ясно, что конгресс получит право распоряжаться всеми землями к северу от реки Огайо, а возможно, и к западу от Аллеганских гор. Отвод миллионов гектаров земли в общегосударственный фонд явился самым ярким свидетельством единства и согласия между штатами в те нелегкие годы, а идея национального суверенитета получила в нем определенное воплощение. В то же время данная проблема требовала конкретного решения.

Выход был найден при так называемых Статьях конфедерации — формальном соглашении между штатами, которое в 1781 г. узаконило их довольно слабый союз. При этом политическом устройстве на Северо-Западной территории вводилось ограниченное самоуправление, регламентированное ордонансом 1787 г. Вначале это был единый округ, управлявшийся губернатором и судьями, назначаемыми конгрессом. Предусматривалось, что, когда в составе его населения будет 5 тыс. совершеннолетних мужчин, учрежден будет и собственный законодательный орган в виде двухпалатной легислатуры, нижняя палата которой избирается самими депутатами. Кроме того, от этого округа разрешалось иметь одного представителя в конгрессе, но без права решающего голоса.

На Северо-Западной территории намечалось сформировать 3—5 штатов. Как только свободное население какого-либо из них достигало 60 тыс. человек, ему разрешалось вступить в союз "на тех же основаниях, что и все первоначальные штаты". Шесть "статей договора первоначальных штатов с народом и штатами вышеупомянутой территории" предоставляли жителям последней гражданские права и свободы, поощряли развитие образования и гарантировали отсутствие там "рабства или любой другой подневольной службы".

Тем самым проводилась новая политика колонизации, основанная на принципе равноправия. Она отвергла освященную веками теорию, что колонии существуют для блага метрополии и что они подчинены ей в политическом отношении и принижены в социальном. Эта доктрина сменилась признанием того, что колонизация есть лишь расширение национальных границ и колонии пользуются не привилегиями, а равными с метрополией правами. Это передовое положение ордонанса заложило основу американской политики в отношении общественных земель, что дало возможность Соединенным Штатам расширить свою территорию до Тихого океана и без особых трудностей увеличить число штатов с 13 до 50.

СТАТЬИ КОНФЕДЕРАЦИИ

Война с Англией круто изменила отношение колоний к государственной власти. В 1754 г. колониальные ассамблеи отвергли план союза, выработанный в Олбани, отказавшись передать частицу своей автономии другому органу власти, даже избранному ими самими. Но в ходе революции сотрудничество и взаимопомощь оказались столь результативными, что боязнь колоний утратить самоуправление в значительной мере прошла.

Статьи конфедерации вступили в силу в 1781 г. Хотя они явились шагом вперед по сравнению с практически безвластным Континентальным конгрессом, новая система также имела массу недостатков. При ней продолжались споры между штатами по поводу границ. Суды принимали решения, противоречившие одно другому. Легислатуры Массачусетса, Нью-Йорка и Пенсильвании ввели у себя таможенные пошлины, ущемлявшие интересы соседних малых штатов. Стеснение торговли возмущало людей. Например, жителям Нью-Джерси разрешалось переправляться через Гудзон и продавать овощи в Нью-Йорке лишь при уплате высокой пошлины за въезд и за право торговли.

Устанавливать тарифы, регулировать торговлю, взимать налоги, заниматься внешней политикой должно было национальное правительство. Вместо этого штаты сами устанавливали отношения с иностранными державами, а девять из них имели собственные вооруженные силы, иногда даже военные корабли. На территории США обращались самые разнообразные деньги — звонкие монеты, бумажные ассигнации штатов, "континентальные" облигации, которые быстро обесценивались.

Экономические трудности послевоенных лет также порождали недовольство, особенно фермеров. Их продукция затоваривала рынок, и фермеры-должники становились взрывоопасной массой. Они добивались принятия мер против конфискации своего имущества и тюремного заключения за долги. Суды были завалены исками о взыскании долгов. Все лето 1786 г. народные конвенты и собрания сельских жителей в ряде штатов требовали реформировать местные органы власти. Многие фермеры, которым грозила долговая тюрьма и конфискация имущества, прибегали к насилию.

Осенью 1786 г. толпы фермеров Массачусетса под предводительством отставного капитана Даниела Шейса начали силой останавливать заседания судов в графствах, чтобы прекратить преследование должников до следующих выборов в штате. Возникла угроза осады разъяренными фермерами дома правительства в Бостоне (3). Однако мятежники, вооруженные главным образом вилами и дубинками, были отбиты и рассеяны милицией. Только подавив восстание, легислатура штата признала их требования справедливыми и приняла меры к их исполнению.

КОНСТИТУЦИОННЫЙ КОНВЕНТ

В это самое время Джордж Вашингтон писал, что союз штатов — всего лишь "иллюзия" и что престиж Континентального конгресса сильно упал. В 1786 г. под предлогом урегулирования спора между Виргинией и Мэрилендом относительно судоходства по реке Потомак, в Аннаполисе собрались представители пяти штатов. Один из них, Александр Гамильтон, убедил своих коллег в том, что проблемы торговли тесно связаны с другими вопросами, а ситуация в стране слишком серьезна, чтобы можно было предпринимать что-то в столь узком кругу.

Он настаивал на том, чтобы все штаты избрали представителей на совещание, которое должно состояться весной 1787 г. в Филадельфии. Континентальный конгресс вначале выразил возмущение столь дерзким шагом, но перестал протестовать, как только стало известно, что Виргиния избрала своим делегатом Вашингтона. Зимой 1786/87 г. во всех штатах, кроме Род-Айленда, состоялись выборы делегатов.

Те, кто собрался в мае 1787 г. в правительственном особняке Филадельфии на совещание, ставшее конвентом, по выработке новой конституции страны, были выдающимися личностями. Легислатуры штатов прислали лидеров, имевших политический опыт по управлению колониями и штатами, избиравшихся в конгресс, заседавших в судах, отличившихся на полях сражений. Вашингтон, как выдающийся гражданин Америки, известный своей неподкупностью и увенчанный лаврами главнокомандующего, был избран председателем. Бенджамин Франклин, которому исполнился 81 год, не мешал выступать более молодым коллегам, но его доброжелательный юмор и большой дипломатический опыт помог разрешить ряд спорных вопросов.

Среди активных участников конвента были два выдающихся пенсильванца: Гувернир Моррис, ясно сознававший необходимость общенационального правительства, и Джеймс Уилсон, неустанно боровшийся за единство страны. Молодой, но опытный государственный деятель Джеймс Мэдисон из Виргинии так хорошо разбирался в политике и в истории, что снискал у своих коллег репутацию "усердного и прилежного человека... лучше всех знающего любой обсуждаемый вопрос". Мэдисона теперь считают, если это вообще можно сказать о ком-либо, "отцом американской конституции".

Массачусетс делегировал молодых, талантливых и опытных в государственных делах Руфуса Кинга и Элбриджа Джерри. Роджер Шерман, бывший сапожных дел мастер, сделавший карьеру судьи, был одним из представителей штата Коннектикут. Из Нью-Йорка прибыл Александр Гамильтон. Отсутствовали Томас Джефферсон, занимавший пост посланника во Франции, и Джон Адамс, бывший посланником в Англии. Среди 55 делегатов преобладали молодые люди: их средний возраст равнялся 42 годам.

Полномочия участников конвента ограничивались принятием поправок к Статьям конфедерации, однако они, как писал впоследствии Мэдисон, "с твердой верой в свою страну" принялись возводить совершенно новое здание государственной власти.

Делегаты понимали, что их основной задачей будет примирение властей двух разных уровней — местной, которую осуществляли 13 наполовину независимых штатов, и верховной, то есть центрального правительства. Они придерживались того принципа, что полномочия и функции последнего, будучи новыми, многообразными и основополагающими для всей страны, должны быть четко определены и перечислены, а остальные истолковывались бы как принадлежащие штатам. Поскольку центральное правительство должно обладать реальной властью, ему необходимо предоставить право чеканить монету, регулировать торговлю, объявлять войну и заключать мир.

ДЕБАТЫ И КОМПРОМИССЫ

Государственные мужи XVIII в., собравшиеся в Филадельфии, придерживались теории сбалансированной политической власти Шарля Монтескье. Этот принцип отвечал опыту колониального периода и подкреплялся трактатами Джона Локка — английского политического мыслителя, взгляды которого были знакомы большинству делегатов. Считалось, что три равноправных и взаимодействующих между собой правящих органа — законодательный, исполнительный и судебный — должны быть так уравновешены, чтобы ни один из них не мог присвоить себе всю полноту власти. Делегаты конвента соглашались и с тем, что законодательный орган, подобно колониальным легислатурам и британскому парламенту, должен состоять из двух палат.

По этим пунктам в конвенте не было разногласий, однако при обсуждении способов их реализации начались споры. Представители малых штатов, например Нью-Джерси, возражали против тех нововведений, которые сведут к минимуму их влияние в национальном правительстве, то есть выборов членов конгресса пропорционально численности населения, а не от каждого штата поровну, как было при Статьях конфедерации. Делегаты больших штатов, таких как Виргиния, выступали за пропорциональное представительство, и спор мог вестись бесконечно, если бы не конструктивное предложение делегата из Коннектикута. Он рекомендовал избрать одну палату конгресса — палату представителей — в соответствии с численностью населения штатов, а другую — сенат — из равного числа представителей от каждого штата (4).

Противостояние делегатов из крупных и малых штатов на этом закончилось, но почти каждый последующий вопрос вызывал новые разногласия, которые улаживались на основе новых компромиссов. Некоторые возражали против прямых выборов народом каких-либо органов федеральной власти, другие полагали, что этой власти необходимо придать как можно более широкую народную основу. Часть членов конвента стремилась не допустить предоставления статуса штата растущей западной территории, тогда как другие отстаивали принцип равноправия новых земель — согласно ордонансу 1787 г. Такие важные экономические вопросы, как выпуск бумажных денег или принятие законов о долгах и обязательствах споров не вызывали, но возникала необходимость в урегулировании экономических интересов различных регионов. Требовалось согласовывать полномочия, сроки пребывания в должности и порядок избрания главы исполнительной власти, а также обязанности и срок службы федеральных судей.

Проработав все жаркое филадельфийское лето, конвент принял, в проекте, довольно короткий документ об учреждении самого сложного механизма власти, когда-либо создававшегося людьми, — верховного правительства с четко обозначенными и ограниченными полномочиями. Конвент предоставил конгрессу США всю полноту власти в следующих вопросах: установление и взимание налогов, пошлин, податей и акцизных сборов, единых на всей территории страны; получение займов; чеканка монеты; введение единой системы мер и весов; выдача патентов и авторских прав; учреждение почтовых служб и почтовых путей. Конгресс был уполномочен набирать и содержать армию и флот и регулировать внешнюю и внутреннюю торговлю. На него возлагалось руководство внешней политикой, включая отношения с индейцами, ведение войны, издание законов о натурализации (5), управление общественными землями, принятие в союз новых штатов на основе абсолютного равенства с предыдущими. Право издавать все необходимые законы для исполнения этих четко определенных полномочий сделало федеральную власть достаточно гибкой, чтобы соответствовать запросам последующих поколений и постоянно развивающегося общества.

Конвент одобрил принцип разделения властей, принятый в большинстве колоний и закрепленный в конституциях штатов, и ввел его в масштабе страны. Национальная законодательная, исполнительная и судебная власти уравновешивали друг друга. Так, акты конгресса не могут вступать в силу без одобрения президента США, а он, в свою очередь, обязан представлять сделанные им наиболее важные назначения и все международные договоры на утверждение сената. Решением конгресса президент может быть отдан под суд и смещен со своего поста (6). В ведении Верховного суда находятся все дела, связанные с нарушением законов и Конституции США, во исполнение чего судебные инстанции обязаны давать толкование как основного закона страны, так и прочих законов, актов и постановлений. При этом члены суда, назначаемые президентом с согласия сената, могут быть, в свою очередь, осуждены и отстранены от должностей.

Чтобы оградить Конституцию США от поспешных и непродуманных изменений, ее V статья гласит, что поправки к конституции предлагаются либо двумя третями голосов обеих палат конгресса, либо конвентом, созываемым по требованию двух третей легислатур штатов. Поправки вступают в силу, как только их утвердят законодатели либо конвенты трех четвертей штатов — в зависимости от того, какой из этих двух способов ратификации предложит конгресс.

Наконец, филадельфийский конвент должен был решить важнейшую проблему — как обеспечить выполнение решений нового правительства. При Статьях конфедерации достаточно широкие полномочия Континентального конгресса оставались таковыми лишь на бумаге, а фактически свелись к нулю, поскольку штаты их просто игнорировали. Что можно было предпринять, чтобы новое правительство страны избежало той же участи?

Вначале большинство делегатов предлагали только силовое решение вопроса. Но они быстро поняли, что федеральная власть станет издавать законы не для штатов, а для их населения, и ее постановления будут относиться ко всем жителям страны в целом и к каждому в отдельности. Краеугольным камнем конституции стали два ее коротких, но чрезвычайно важных положения:

"Конгресс имеет полномочия... издавать все законы, необходимые для осуществления... всех тех прав, которыми настоящая конституция наделяет правительство Соединенных Штатов..." (статья I, раздел 8).

"Настоящая конституция и законы Соединенных Штатов, изданные в ее исполнение, равно как и все договоры, которые заключены или будут заключены Соединенными Штатами, являются высшими законами страны, и судьи каждого штата обязаны их исполнять, даже если в конституции и законах какого-либо штата имеются противоречащие им положения" (статья VI).

Тем самым проведение в жизнь законов Соединенных Штатов возлагалось на федеральные суды и суды штатов со всем их персоналом.

РАТИФИКАЦИЯ КОНСТИТУЦИИ И БИЛЛЬ О ПРАВАХ

17 сентября 1787 г., после 16 недель дебатов, окончательный текст конституции был подписан 39 из 42 присутствующих делегатов конвента (7). Указав на блестящий золотой полукруг, вделанный в спинку кресла Вашингтона, Франклин заметил: "В ходе наших заседаний... я нередко смотрел на это солнце за спиной председательствующего, тщетно пытаясь угадать, восходит оно или заходит. Теперь же, наконец, я счастлив убедиться в том, что был свидетелем его восхода, а не заката".

Конвент закончил работу, и его участники "отбыли в городскую таверну, где вместе отобедали и сердечно распрощались друг с другом". Однако решающая фаза борьбы за более совершенный союз была впереди. Для вступления конституции в силу требовалось согласие избранных народом ратификационных конвентов в штатах.

Создатели конституции постановили считать ее действующей при одобрении 9 штатами из 13. Один за другим 9 штатов ратифицировали конституцию, но к маю 1788 г. ее еще не утвердили два больших штата — Виргиния и Нью-Йорк. Большинство граждан считало, что без их поддержки конституция не будет иметь законной силы. Многим этот документ внушал серьезные опасения — не превратится ли сильное центральное правительство в тирана, который будет вводить высокие налоги и посылать людей на войну?

В ходе дебатов вокруг конституции сформировались две политических группировки — федералисты, стоявшие за централизованную власть, и антифедералисты, выступавшие за ассоциацию слабо связанных друг с другом, самостоятельных штатов. Эмоциональные аргументы обеих сторон звучали со страниц газет, в легислатурах штатов и на ратификационных конвентах.

В Виргинии антифедералисты подвергли критике проект конституции из-за ее преамбулы, начинающейся словами: "Мы, народ Соединенных Штатов". Они утверждали, что штаты полностью утратят самостоятельность, но не говорили, какие именно. Не удовлетворило их и решение вопроса о рабстве. Конституционный конвент разрешил ввоз рабов до 1808 г., после чего конгресс должен был запретить его. 25 июня антифедералисты приняли участие в ратификации конституции, но рекомендовали внести в нее поправки.

В штате Нью-Йорк Александр Гамильтон, Джон Джей и Джеймс Мэдисон приводили веские доводы в пользу конституции, издав серию очерков под названием "Федералист". Опубликованные в нью-йоркских газетах, эти очерки содержали ставшие классическими аргументы в пользу федерального правительства, устроенного по принципу разделения властей и их взаимного уравновешивания. Они повлияли на делегатов ратификационного конвента, который одобрил конституцию 26 июля.

Антипатия к сильной центральной власти была не единственной причиной оппозиции федеральной конституции. Многие опасались того, что она не обеспечит должную защиту личных прав и свобод. Такого мнения придерживался, в частности, Джордж Мейсон, автор виргинской Декларации прав. Он был в числе трех делегатов Конституционного конвента, которые отказались подписать окончательный документ, не содержавший перечня этих прав. Как и Патрик Генри, он энергично боролся против ратификации конституции Виргинией. Пять штатов, включая Массачусетс, утвердили конституцию при условии незамедлительного внесения в нее дополнений.

Когда в сентябре 1789 г. в Нью-Йорке открылась первая сессия нового конгресса, его депутаты почти единодушно высказались за их принятие. Они быстро утвердили 12 поправок, и к декабрю 1791 г. штаты ратифицировали 10, которые вошли в конституцию США под названием Билля о правах. Среди них — свобода слова, печати, вероисповедания, собраний с мирными целями, право подачи петиций (1-я поправка); запрет на обыски, конфискацию имущества и аресты без законных оснований (4-я поправка); соблюдение законности при рассмотрении любых уголовных преступлений (5-я); запрет жестоких и необычных наказаний (8-я); право народа пользоваться всеми правами, не оговоренными в конституции (9-я).

После принятия Билля о правах было внесено только 16 поправок к федеральной конституции (8). Хотя часть их пересматривала и изменяла структуру и деятельность правительства, большая их часть следовала традиции Билля о правах и служила делу расширения личных прав и свобод.

ПРЕЗИДЕНТСТВО ВАШИНГТОНА

Одним из последних актов конгресса конфедерации было распоряжение о проведении выборов президента США 4 марта 1789 г. С того дня начинало действовать новое правительство страны. При выборах главы государства на устах у всех было одно имя — Джордж Вашингтон, и его избрали единогласно. 30 апреля 1789 г. он произнес слова, которые с тех пор повторяет каждый президент США при вступлении в должность. Он поклялся честно исполнять свой долг и обязанности и приложить все силы к тому, чтобы "сберечь, сохранить и защитить Конституцию Соединенных Штатов".

Когда Вашингтон вступил в должность, у новой конституции не было ни традиции, ни организованной общественной поддержки. Две политические группировки, сформировавшиеся в период ее ратификации, по-прежнему противостояли друг другу. Это создало основу для дальнейших политических дебатов, звучавших на всем протяжении американской истории. Федералисты выступали за сильное центральное правительство и поддерживали предпринимателей и коммерсантов. Антифедералисты отстаивали права штатов и интересы аграриев.

Новому правительству предстояло создать свой механизм власти. Налоги не поступали в казну, и до учреждения новой судебной системы не удавалось контролировать исполнение законов. Вооруженные силы были очень малочисленными, флот перестал существовать.

Положительным моментом было то, что страна неуклонно развивалась и иммиграция из Европы росла. Американцы двигались на запад: жители Новой Англии и Пенсильвании переселялись на территорию Огайо, а Виргинии и Северной и Южной Каролины — в будущие штаты Кентукки и Теннесси. За небольшие деньги можно было приобрести неплохую ферму, а рабочие руки требовались в большом количестве. Обширные плодородные долины на западе штатов Нью-Йорк, Пенсильвания и Виргиния вскоре стали житницами страны.

Хотя многие товары все еще изготовлялись на дому, рост промышленности был налицо. В Массачусетсе и Род-Айленде появилось текстильное производство. В Коннектикуте делали часы и изделия из жести, в Нью-Йорке, Нью-Джерси и Пенсильвании выпускали бумагу, стекло, чугун и железо. Судостроение приняло такие масштабы, что на морях Соединенные Штаты уступали только Англии. Еще до 1790 г. американские корабли доставляли меха в Китай, а оттуда привозили чай, шелка и пряности.

В столь критический для страны момент мудрое руководство Вашингтона приобрело решающее значение. Те качества, которые сделали его первым солдатом революции, позволили ему стать и первым государственным мужем в новой республике. Он обладал даром политического предвидения и безграничной работоспособностью. Скорее прямой, чем резкий в словах и поступках, отважный и смелый, хотя и преисполненный величия, сдержанный и непритворно скромный, он вызывал доверие и уважение.

ВЛАСТЬ ПРОТИВ СВОБОДЫ

Конгресс за короткий срок учредил государственный департамент и министерство финансов (9) во главе с секретарями Томасом Джефферсоном и Александром Гамильтоном, а также федеральную судебную систему. Верховный суд состоял из пяти его членов и главного судьи США (им стал Джон Джей), трех высших и 13 низших окружных судов. Джордж Вашингтон назначил военного министра и генерального прокурора, а поскольку он предпочитал принимать решения только после совещания с людьми, мнением которых дорожил, у президента США появился кабинет министров. Он состоял из глав департаментов, учреждаемых конгрессом.

Гамильтон и Джефферсон олицетворяли две мощные и до некоторой степени противостоявшие друг другу политические силы. Гамильтон стремился к более тесному союзу штатов во главе с сильным национальным правительством, Джефферсон тяготел к более широкой демократии и свободе. Министр финансов внес в американскую политическую деятельность дух деловитости, порядка и организованности. Выполняя поручения палаты представителей конгресса — представить план "поддержания государственного кредита", он выдвинул и отстоял не только сугубо экономические принципы, но и идею эффективного управления страной.

Гамильтон указал на то, что для развития промышленности, торговли и государственной деятельности необходимы кредиты. Государство, в свою очередь, должно пользоваться полным доверием и поддержкой народа. Многие хотели бы полностью или частично ликвидировать государственный долг, но Гамильтон настаивал на его полной выплате. Он также предложил конгрессу взять на себя оплату долгов штатов, сделанных в ходе революции.

Гамильтон разработал проект создания банка Соединенных Штатов с правом открывать отделения в различных частях страны, учреждения государственного монетного двора, обосновал необходимость введения протекционистских тарифов для поощрения национальной промышленности. Создание прочной основы для кредитования федерального правительства, передача ему всех источников бюджетных поступлений для погашения долга дали толчок развитию торговли и промышленности. Появилась также когорта влиятельных бизнесменов, стоящих за спиной правительства и готовых дать отпор любой попытке ослабить его.

Более умеренный в политических вопросах и философски настроенный Джефферсон часто не ладил с Гамильтоном. Джефферсон признавал значение сильного центрального правительства в международных делах, но, опасаясь ущемления свободы внутри страны, не желал его усиления во всех других аспектах. Великой целью Гамильтона была более эффективная организация власти, а Джефферсона — большая свобода личности, согласно принципу "каждый человек и каждое сообщество людей на Земле обладают правом на самоуправление". Гамильтон опасался анархии и мыслил категориями порядка, а Джефферсон ненавидел деспотизм и мыслил категориями свободы.

Соединенным Штатам было необходимо влияние их обоих. Стране повезло, что у нее были два таких разных лидера, из взглядов которых выработался единый политический курс. Ссора между ними, произошедшая вскоре после вступления Джефферсона на пост государственного секретаря, привела к постановке нового и очень важного вопроса об интерпретации федеральной конституции. Когда Гамильтон внес законопроект об учреждении национального банка, Джефферсон стал возражать. Выступая в пользу тех, кто отстаивал права штатов, он доказывал, что конституция, перечисляя полномочия федерального правительства, оставляет все прочие права штатам, но в ней нигде не говорится о его праве учреждать банк.

Оспаривая его мнение, Гамильтон утверждал, что только во избежание ненужной детализации полномочия центрального правительства сформулированы в конституции в общих выражениях, но при этом один из ее пунктов дает конгрессу право "издавать все законы, которые будут необходимы" для осуществления всех других упомянутых прав. По конституции федеральное правительство правомочно устанавливать и взимать налоги, выплачивать долги, получать займы, а национальный банк призван обеспечивать осуществление этих функций. То, что конгресс вправе учредить такой банк, считал Гамильтон, подразумевается в тексте конституции. Вашингтон и члены конгресса согласились с точкой зрения Гамильтона, что создало прецедент.

ГРАЖДАНИН ЖЕНЭ И ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА

Хотя укрепление экономики и финансов явилось первоочередной задачей, молодое государство не оставляло без внимания международные дела. Основой внешнеполитического курса Вашингтона было сохранение мира, столь необходимого стране для залечивания ее ран и продолжения медленного процесса национальной интеграции. Однако обстановка в Европе грозила расстроить эти планы. Многие американцы с пристальным интересом и симпатией следили за происходившей во Франции революцией. В апреле 1793 г. она затронула и внешнюю политику США. Франция объявила войну Великобритании и Испании, а в Америку должен был прибыть посланник Французской республики гражданин Женэ.

Формально Соединенные Штаты еще оставались союзником Франции, перед которой были в долгу за ее помощь в Войне за независимость. Но, несмотря на свое сочувствие Франции, американский народ и правительство всячески стремились избежать участия в войне. Вашингтон объявил о нейтралитете США, и Женэ был оказан холодный прием. Раздосадованный этим, он попытался нарушить запрет на использование американских портов в качестве базы для французских каперских судов (10). Вскоре после этого США потребовали от Франции отозвать Женэ.

Этот инцидент ухудшил американо-французские отношения. Но и отношения США с Великобританией оставляли желать лучшего. Британские гарнизоны еще удерживали форты на западной границе США, американцы не получили компенсации за ущерб, нанесенный англичанами их собственности во время революции, а военно-морской флот Англии захватывал американские торговые корабли. Для урегулирования этих вопросов Вашингтон в 1794 г. направил в Лондон главного судью Джея в качестве чрезвычайного посланника. Джей заключил с Англией договор, согласно которому она выводила войска из фортов и шла на незначительные уступки США в морской торговле. Договор не предусматривал возмещения ущерба американцам и не положил конец задержанию их торговых кораблей, которое сопровождалось насильственной вербовкой американских моряков в британский флот.

Договор Джея вызвал бурный протест антифедералистов, которых все чаще называли республиканцами или демократическими республиканцами. Однако после длительных дебатов договор Джея был ратифицирован сенатом.

АДАМС И ДЖЕФФЕРСОН

К концу второго срока президентства Вашингтона стало ясно, что американское государство твердо стало на ноги. Было создано правительство страны, налажена система кредита, оживилась морская торговля, сформировалась Северо-Западная территория и удалось сохранить мир.

В 1797 г. Вашингтон ушел в отставку, отказавшись служить на посту президента более 8 лет. Новым главой государства был избран вице-президент Джон Адамс из Массачусетса. Не успев еще стать президентом США, Адамс поссорился с Гамильтоном, и партия федералистов раскололась. К внутриполитическим осложнениям добавились международные: правительство Франции, возмущенное договором Джея с Англией, отказалось принять американского посланника. Когда Адамс отправил в Париж троих уполномоченных, с ними обошлись аналогично, что крайне возмутило американцев. Начался набор добровольцев в армию, были выстроены военные корабли. В 1799 г. на море произошло несколько перестрелок американских фрегатов с французскими, и война казалась неизбежной. В этой критической ситуации Адамс не пошел на поводу у Гамильтона, стремившегося к войне, и направил во Францию нового посланника. Пришедший к власти Наполеон оказал ему радушный прием, и опасный инцидент был исчерпан заключением конвенции 1800 г., которая расторгла оборонительный союз США с Францией.

В 1800 г. американский народ, разочаровавшись во внутренней политике Адамса, ожидал перемен. При Вашингтоне и Адамсе федералисты создали сильную власть, но подчас игнорировали тот принцип, что в Америке она должна служить интересам народа. В результате их политический курс оттолкнул значительную часть общества.

Джефферсон нашел прочную опору в лице мелких фермеров, лавочников и многих других простых тружеников, которые оказали огромное влияние на исход президентских выборов 1800 г. Его исключительная популярность объяснялась обращением к американским идеалам. В инаугурационной речи (11) Джефферсон обещал "мудрое правление без излишних расходов", которое обеспечит порядок в стране, но при этом "предоставит ее жителям полную свободу заниматься чем они хотят и улучшать свое благосостояние".

Само присутствие Джефферсона в Белом доме демократизировало стиль руководства. Он с одинаковым уважением обращался и с простолюдином, и с высокопоставленным чиновником. Подчиненных Джефферсон приучал к мысли о том, что они всего лишь доверенные лица народа. Он поощрял сельское хозяйство и освоение западных земель. Считая Америку убежищем для угнетенных, ввел либеральный закон о натурализации. К концу 1809 г. его дальновидный министр финансов Альберт Галлатин сократил государственный долг США до суммы менее 60 млн. долл. По всей стране прокатилась волна "джефферсоновского энтузиазма" — штаты один за другим отменяли имущественный ценз для избирателей, смягчали законы о должниках и уголовное законодательство.

ЛУИЗИАНА И АНГЛИЯ

Одно из мероприятий Джефферсона вдвое увеличило территорию американского государства. Часть континента к западу от реки Миссисипи с портом Новый Орлеан в ее устье принадлежала Испании, а порт служил первоначальным пунктом для американской сельскохозяйственной продукции, производимой в долинах рек Огайо и Миссисипи. Вскоре после вступления Джефферсона в должность президента США Наполеон заставил слабую Испанию возвратить Франции огромный массив земель, именуемый Луизиана. Это насторожило и разгневало американцев. Наполеоновский план воссоздания гигантской колониальной империи у западной границы Соединенных Штатов угрожал торговле и безопасности американских поселений, расположенных в этой местности.

Джефферсон заявил, что если Франция завладеет Луизианой, то "с этого момента мы должны предложить руку и сердце британскому флоту и государству" и первый же пушечный выстрел в Европе послужит сигналом для выступления англо-американской армии к Новому Орлеану.

Наполеон понимал, что война с Великобританией неизбежна, и поэтому принял решение пополнить свою казну и сделать Луизиану недосягаемой для Англии, продав ее Соединенным Штатам. В 1803 г. США получили за 15 млн. долларов более 2,6 млн. кв. км территории и Новый Орлеан. Страна приобрела бескрайнюю плодородную равнину с горами, лесами и реками, которая за 80 лет превратилась в одну из крупнейших житниц мира.

Вступив в 1805 г. во второй срок президентства, Джефферсон провозгласил нейтралитет США в войне между Англией и Францией. Хотя каждая из воюющих сторон стремилась ограничить доступ нейтральных судов в порты противника, господство Британии на море делало принимаемые ею меры гораздо более действенными, чем любые шаги наполеоновской Франции.

К 1807 г. британский военно-морской флот насчитывал более 700 кораблей, на которых несли службу около 150 тыс. человек личного состава. Эта колоссальная сила обеспечивала безопасность Англии, охраняла ее торговлю и морские пути в колонии. Но обращение с матросами было таким жестоким, что набирать экипажи судов из добровольцев не представлялось возможным. Многие моряки дезертировали и находили убежище под американским флагом. Зная это, офицеры британского флота считали себя вправе обыскивать корабли США и снимать с них британских подданных, что сильно оскорбляло американцев, а заодно вербовать и их.

Когда Джефферсон издал прокламацию с требованием к капитанам британских кораблей покинуть американские территориальные воды, они лишь расширили насильственную вербовку. В ответ Джефферсон решил заставить Англию пойти на уступки, применив экономические санкции. В декабре 1807 г. конгресс принял закон об эмбарго (12), который запрещал ведение внешней торговли. Однако эта мера имела катастрофические последствия для самой Америки. Эмбарго почти уничтожило ее морскую торговлю. В Новой Англии и Нью-Йорке началось недовольство. Сельскохозяйственные производители также сочли себя ущемленными, так как цены на их продукцию резко упали, а южные и западные фермеры не могли поставлять излишки зерна, мяса и табака на внешний рынок.

В течение 1808 г. экспорт США сократился до 20% от прежнего объема, однако расчеты на то, что это заставит Англию голодать и ей придется изменить свой курс, не оправдались. Недовольство американцев росло, и Джефферсон прибег к более мягким мерам. В 1809 г. он подписал Акт о прекращении сношений, который разрешал торговлю со всеми странами, кроме Англии, Франции и их владений.

В 1809 г. Джеймс Мэдисон сменил Джефферсона на посту президента США. Отношения с Англией все ухудшались, и обе страны готовились к войне. Президент представил конгрессу подробный доклад, в котором перечислялось несколько тысяч случаев насильственной вербовки англичанами граждан США. Кроме того, жители северо-западной границы страдали от набегов индейцев, которых, как они утверждали, подстрекает британская агентура в Канаде. В 1812 г. Соединенные Штаты объявили Англии войну.

ВОЙНА 1812 ГОДА

Пока Соединенные Штаты готовились к новой войне с Англией, в американском обществе произошел глубокий раскол. Юг и Запад выступали за войну, Нью-Йорк и Новая Англия — против. Армию США объявление войны застало неподготовленной. Она насчитывала менее 7 тыс. человек в регулярных войсках, разбросанных по небольшим укреплениям вдоль Атлантического побережья, канадской границы и внутри страны. Кроме нее имелась необученная и недисциплинированная милиция штатов.

Военные действия начались с вторжения американских войск в Канаду. При умелом командовании они могли бы соединиться и взять Монреаль, но вся операция оказалась неудачной и закончилась захватом англичанами Детройта. Флот действовал более успешно и оправдывал надежды американцев. Фрегат "Конститьюшн" под командой капитана Айзека Хэлла атаковал английский корабль "Герриер" юго-восточнее Бостона и уничтожил его. Через два месяца американский военный шлюп "Уосп" одержал победу над британским "Фроликом". Кроме того, множество американских каперов, крейсировавших в Атлантике, за осень и зиму 1812/13 г. задержали около 500 британских торговых судов.

Кампания 1813 г. велась близ озера Эри в штате Нью-Йорк. Генерал Уильям Генри Гаррисон, впоследствии президент США, выступил из Кентукки с корпусом милиции, волонтеров и регулярных войск, чтобы изгнать англичан из Детройта. 12 сентября, будучи еще в верховьях Огайо, он получил донесение о разгроме английской флотилии на озере Эри отрядом американских судов коммодора (13) Оливра Хазарда Перри. Гаррисон взял Детройт и вторгся в Канаду, разбив отступавших англичан и их союзников-индейцев на реке Темзе. Так американцы завладели целым районом в Канаде.

Еще один поворот в войне произошел в 1814 г., когда коммодор Томас Макдоне выиграл артиллерийскую дуэль с британской флотилией на озере Шамплейн в северной части штата Нью-Йорк. Лишившись ее поддержки, 10-тысячный экспедиционный корпус англичан отступил в Канаду. Примерно в это же время британская эскадра, получившая приказ "опустошать и разрушать", тревожила американцев на побережье Атлантики. В ночь на 24 августа английский десант ворвался в столицу США город Вашингтон и сжег его. Президент Джеймс Мэдисон бежал в Виргинию.

Через три недели англичане попытались взять с моря город Балтимор и обстреляли форт Макгенри, защищавший подступы к городу. Молодой адвокат из Мэриленда Френсис Скотт Кей, наблюдавший сражение, будучи военнопленным на британском судне, сочинил песню "Усыпанное звездами знамя", ставшую впоследствии государственным гимном США. Не взяв города, англичане 14 октября сняли осаду.

Пока шла война, американские и английские дипломаты добивались друг от друга уступок. Первыми уступили англичане, узнав о победе Макдоне на озере Шамплейн. Опустевшая казна и герцог Веллингтон (14) вынудили их подписать мир с американцами в Генте (Бельгия) в декабре 1814 г. Договором прекращались военные действия, восстанавливались прежние границы и создавалась комиссия по урегулированию пограничных споров.

Пока стороны вырабатывали условия мира, американский генерал Эндрю Джексон продолжал военные действия под Новым Орлеаном (Луизиана). Известия о подписании мира в Генте еще не дошли туда, и Джексон одержал самую большую в этой войне победу над крупными силами англичан в январе 1815 г. Хотя исход сражения близ Нового Орлеана не повлиял на заключение мира, Джексон прославился на всю страну как доблестный полководец.

Война 1812 г. укрепила национальное единство американцев. Альберт Галлатин, занимавший пост министра финансов в 1801—1813 гг., отметил, что до нее они были эгоистичны, склонны к местничеству. "Война, — сказал он, — обновила и укрепила национальные чувства и характер, данные им революцией и слабевшие день ото дня. Теперь у людей стало больше общих целей, которые их сплачивают, внушают им чувство гордости, определяют их политические взгляды. Они стали большими американцами, чем были раньше, они чувствуют и поступают как единая нация. И я надеюсь, что союз получил еще более прочную и постоянную основу".


(1) Судебные ордера на арест, обыск или конфискацию товара, в которых не проставлялись имя или приметы задерживаемого, не уточнялось место обыска или вид товара, подлежащего изъятию. Их применение давало властям неограниченное право действовать по подозрению.

(2) Основной английский закон, предписывающий представлять арестованного в суд для рассмотрения законности ареста. Введен в 1679 г.

(3) Волнения происходили только в западных и центральных графствах.

(4) При Статьях конфедерации конгресс был однопалатным органом, совмещавшим все правительственные функции и избиравшимся не народом, а легислатурами штатов. Должность президента США отсутствовала.

(5) О порядке получения американского гражданства.

(6) Палата представителей конгресса простым большинством голосов решает вопрос о привлечении к ответственности любого гражданского должностного лица, включая президента США. Дело об отстранении последнего от должности (импичмент) слушается в сенате, который выносит решение двумя третями голосов присутствующих сенаторов.

(7) Остальные отказались участвовать в подписании документа, выразив несогласие с его положениями по разным мотивам.

(8) 26-я принята в 1971 г.

(9) В США департаменты соответствуют министерствам, и в русском языке употребляются оба названия.

(10) Суда, предназначавшиеся для перехвата торговых кораблей неприятеля.

(11) Произносится президентом США при вступлении в должность.

(12) Запрет ввоза в страну или вывоза из страны.

(13) Звание на американском военном флоте, соответствующее капитану 1-го ранга и дававшее право командовать соединением (отрядом) кораблей.

(14) Знаменитый английский полководец, победитель Наполеона при Ватерлоо (июнь 1815 г.).

Дальше

Оглавление