Пусть знают и наши друзья, и наши враги, что факел теперь несет новое поколение американцев...
Из инаугурационной речи Джона Ф. Кеннеди (20 января 1961 г.)
К 1960 г. государство стало играть громадную роль в жизни американского общества. В 30-е гг. Белый дом выступал с законодательными инициативами и работал в тесном контакте с конгрессом, чтобы смягчить удары "великой депрессии". Во всех жизненно важных сферах создавались новые государственные учреждения и ведомства. За годы второй мировой войны численность федеральных служащих выросла c 1 млн. до 3,8 млн. человек, а в 50-е гг. стабилизировалась на уровне 2,5 млн. Федеральные расходы, достигавшие 3,1 млрд. долл. в 1929 г., составили в 1953 г. 75 млрд., а в 60-е гг. превысили 150 млрд.
Большинство американцев положительно относилось к возрастанию роли государства, даже если они по-разному понимали пределы этого роста. Демократы выступали за использование возможностей государства для решения проблем экономики и социальной стабильности, стремились увеличить федеральные расходы на образование, здравоохранение и социальные нужды. Республиканцы же, признавая ответственность правительства за решение основных вопросов, стремились сократить расходы и развязать личную инициативу людей.
"НОВЫЕ РУБЕЖИ" КЕННЕДИ
Джон Ф. Кеннеди, кандидат в президенты от демократической партии, победив на выборах 1960 г., оказался самым молодым президентом в истории США — ему было 43 года. В теледебатах со своим соперником Ричардом Никсоном он производил впечатление делового, красноречивого и энергичного человека. В ходе избирательной кампании Кеннеди говорил о необходимости решительно устремиться вперед, в новое десятилетие, ибо "новые рубежи рядом — ищем мы их или нет". Свою первую инаугурационную речь он завершил призывом: "Думайте не о том, что может дать вам страна, а о том, что вы можете дать ей".
Кеннеди намеревался проводить твердый курс на улучшение экономического положения всех американцев, но небольшой перевес голосов, полученный на выборах, ограничивал его мандат. Даже при наличии демократического большинства в обеих палатах конгресса консервативно настроенные южане сопротивлялись его либеральной политике. Поэтому, несмотря на риторику, мероприятия президента часто бывали половинчатыми и незавершенными.
Одной из первоочередных задач новой администрации было прекращение экономического спада, но Кеннеди утратил доверие деловых кругов, добиваясь в 1962 г. снижения цен на сталь, которые правительство находило чрезмерными. Он осуществил эту ближайшую цель, но лишился сильной поддержки промышленников. Когда же Кеннеди попытался провести через конгресс закон о снижении налогов, чтобы стимулировать накопления и оживить экономику, консервативная оппозиция лишила его всякой надежды на принятие закона, создающего бюджетный дефицит.
Несмотря на отдельные успехи, президентство Кеннеди в целом нельзя назвать удачным в смысле законодательства. Он не получил новых ассигнований на развитие образования и медицинской помощи престарелым, а минимальная заработная плата поднялась незначительно. Средства были выделены лишь на проведение космических исследований и на деятельность Корпуса мира, который посылал американцев и американок в развивающиеся страны для оказания им всесторонней помощи (1). Кеннеди выработал либеральный политический курс, которому следовали другие президенты США после его убийства в ноябре 1963 г.
"ВЕЛИКОЕ ОБЩЕСТВО" ЛИНДОНА ДЖОНСОНА
Линдон Б. Джонсон из Техаса, лидер сенатского большинства, проявил себя не столь одаренным, как Кеннеди, но более результативным политиком. Это его качество проявилось еще до того, как он стал вице-президентом. В конгрессе Джонсон прославился умением доводить дело до конца, причем своей цели он добивался просьбами, лестью и даже угрозами. Заняв место Кеннеди, он намеревался повести борьбу с бедностью в Соединенных Штатах и сделать так, чтобы каждый американец смог воспользоваться плодами "просперити".
Взяв бразды правления, Джонсон был полон решимости провести в жизнь меры, начатые его предшественником. Первостепенное значение он придавал снижению налогов и обеспечению гражданских прав. Используя свое умение убеждать и апеллируя к чувствам законодателей, уважавших покойного президента, Джонсон в 1964 г. добился прохождения в конгрессе билля о гражданских правах, внесенного Кеннеди. Это было самое прогрессивное законодательство со времен реконструкции Юга. Затем Джонсон занялся другими вопросами. Весной 1964 г. он назвал свою программу реформ "великое общество", и этот термин приобрел еще большее значение после победы Джонсона над консервативным республиканцем Барри Голдуотером на президентских выборах того года.
В области экономики Джонсону удалось добиться снижения налогов и приступить к программе борьбы с бедностью, также намеченной Кеннеди. "С настоящего момента наша администрация объявляет бескомпромиссную войну бедности в Америке", — заявил он. Управление экономических возможностей занималось профессиональным обучением бедняков и проводило среди них работу по месту жительства, чтобы "общинными действиями" привлечь их к участию в выработке государственных программ по жилью, здравоохранению и образованию.
Далее настала очередь "Медикэр" — программы медицинского страхования престарелых, и "Медикейд" — программы медицинской помощи бедноте. Двадцатью годами раньше аналогичный проект был выдвинут Трумэном, но не прошел в конгрессе, а Джонсону удалось его осуществить.
Столь же успешным были его действия по расширению государственной помощи средней школе, которой тщетно добивался Кеннеди. Из федерального бюджета выделялись средства штатам — в зависимости от количества детей школьного возраста в семьях с низкими доходами, причем финансированию подлежали как государственные, так и частные школы.
Программа создания "великого общества" этим не ограничивалась. Законом о жилище предусматривалась выплата пособий беднякам на аренду жилья и учреждался департамент жилищного строительства и развития городов. Дискриминационные положения закона 1924 г. о квотировании иммигрантов были отменены. Ученым и деятелям искусства также выделялась помощь из бюджета.
Администрация Джонсона приняла ряд мер по увеличению безопасности дорожного движения — в пользе данного проекта конгрессменов убедил, в частности, молодой юрист Ральф Нейдер, бывший консультантом и лоббистом в конгрессе (2). В своей книге "Опасен при любой скорости: недостатки конструкции американского автомобиля" (1965) он доказал, что многие марки машин, сделанных в США, даже при медленной езде могут вызвать дорожное происшествие, аварию и гибель людей. Автомобилестроители в погоне за изяществом форм упускали из виду безопасность пользования машиной, и Нейдер перечислил те неудачные модели, которые обычно попадали в аварии. В сентябре 1966 г. Джонсон утвердил два законопроекта об автомобильном транспорте. Штаты и местные органы власти получали фонды на развитие программ безопасности дорожного движения, а также вводились государственные стандарты безопасности для автомобилей и автопокрышек.
Сама по себе идея "великого общества" обусловила крупнейший со времен "нового курса" всплеск законодательной деятельности. Однако общественная поддержка программ администрации Джонсона стала ослабевать уже в 1966 г. Некоторые вызывали разочарование; критики считали их "скоропалительными" и неэффективными, а один заметил, что государственный аппарат США отличается своей величиной, а не силой и влиянием.
ПРОДОЛЖЕНИЕ "ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ": СОБЫТИЯ ВОКРУГ КУБЫ
В 60—70-е гг. США оставались в тисках острого конфликта с коммунистическими державами. Американские политические деятели того времени видели мир в свете "холодной войны" и искали способы противостоять предполагаемой угрозе. В годы президентства Кеннеди таким "полем битвы" стала Куба.
Отношения США с Кубой приобрели напряженный характер с момента захвата власти революционными силами Фиделя Кастро в 1959 г. США порвали с его режимом дипломатические отношения перед самым приходом Кеннеди в Белый дом, и ЦРУ приступило к обучению военному делу кубинских иммигрантов, которые должны были высадиться на острове и поднять там восстание. Эта попытка, предпринятая весной 1961 г. в заливе Кочинос, закончилась их разгромом. Кеннеди, одобривший запланированную при Эйзенхауэре акцию, взял на себя ответственность за этот позорный провал.
Чтобы вернуть утраченный престиж, Кеннеди на следующий год занял твердую позицию по отношению к Советскому Союзу, когда стало известно о размещении на Кубе ракет с ядерными боеголовками. Президент США избрал тактику морской блокады Кубы, чтобы пресечь доставку туда новых ракет, и официально потребовал от СССР вывезти их оттуда. После нескольких тревожных дней, когда мир был ближе, чем когда-либо раньше, к ядерной войне, советское руководство пошло на уступки. Сторонники Кеннеди аплодировали ему, а его оппоненты в США утверждали, что он неоправданно рисковал тогда, когда можно было решить вопрос дипломатическим путем.
ПРОГРАММА КОСМИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
После запуска Советским Союзом в 1957 г. искусственного спутника Земли космос стал еще одной ареной советско-американского соперничества. Оно стало для американцев сущим наказанием — создав ракету, способную нести ядерный заряд, СССР вынудил их сосредоточить усилия на выходе в космос. Успех СССР представлял реальную угрозу США, для которых началась новая эра межконтинентальных баллистических ракет. Соединенные Штаты запустили свой первый спутник "Эксплорер-1" в 1958 г. Настроение американцев еще больше упало, когда в 1961 г. Советский Союз послал первого космонавта на околоземную орбиту. В ответ Кеннеди призвал Соединенные Штаты сделать все, чтобы "до конца текущего десятилетия" американский астронавт высадился на Луне и возвратился обратно.
По проекту "Меркури" в августе 1962 г. на орбиту вокруг Земли вылетел первый американский астронавт Джон Г. Гленн. В середине 60-х гг. ученые США осуществили программу "Джемини" (в переводе с латинского — "Близнецы") по исследованию влияния на человека долговременного пребывания в космосе. В космическом корабле находилось двое астронавтов — по размеру он превосходил "Меркури", но уступал "Аполлону", появившемуся позже. Программа "Джемини" была многоцелевой: она включала 8-дневный, в то время самый продолжительный, полет в августе 1965 г. и возвращение на Землю в автоматическом режиме. Астронавты осуществили также первый маневр двух кораблей в полете и первый для американцев выход в открытый космос.
Корабль системы "Аполлон" достиг цели, поставленной Кеннеди. В июле 1969 г. сотни миллионов телезрителей всего земного шара стали свидетелями того, как Нейл А. Армстронг впервые в мире устроил прогулку по лунной поверхности.
За этим последовали другие полеты "Аполлона", но многие американцы усомнились в целесообразности выхода в космос с человеком на борту. В начале 70-х гг., когда появились другие приоритеты, Соединенные Штаты свернули космические программы. Часть намеченных полетов "Аполлона" была приостановлена, и построена только одна из двух космических станций "Скайлэб".
ВОЙНА ВО ВЬЕТНАМЕ
Одним из полей сражений "холодной войны" был Индокитай. Корни конфликта в этом регионе уходили во времена второй мировой войны. С середины XIX в. Вьетнам являлся французской колонией, которую в годы войны захватила Япония. Лидер вьетнамских коммунистов Хо Ши Мин задумал освободить страну от колониального господства и обратился к опыту Войны США за независимость. После победы союзных держав над Японией им пришлось вести переговоры с Хо Ши Мином.
Франция, стремившаяся восстановить свой статус великой державы, настаивала на возвращении ей Вьетнама, но Хо Ши Мин отказался подчиниться и продолжал вести борьбу за национальное освобождение. США, заинтересованные в поддержке Францией политики сдерживания коммунизма в Европе, предоставили ей экономическую помощь для войны во Вьетнаме. Но даже их содействие не спасло Францию от поражения в 1954 г. На международной конференции в Женеве Вьетнам был поделен на две части: северной половиной руководил Хо Ши Мин, а южной, где преобладала буддистская религия, — антикоммунист христианского вероисповедания Нго Динь Дьем. В 1956 г. были назначены выборы единого правительства страны.
Будучи убежден, что с захватом власти коммунистами во Вьетнаме то же самое произойдет в Бирме, Таиланде и Индонезии, Эйзенхауэр поддержал линию Дьема на отказ от проведения этих выборов и стал наращивать экономическую и военную помощь Южному Вьетнаму. Кеннеди расширил ее масштабы, однако борьба с Северным Вьетнамом не увенчалась успехом. Режим Дьема оставался непопулярным и в 1963 г. пал (Дьем в том году скончался). Это поставило правительство Джонсона в затруднительное положение.
Ситуация во Вьетнаме становилась все менее стабильной. На Юге развернулось партизанское движение ("Вьетконг"). Получая помощь от Севера, часть повстанцев действовала под эгидой Фронта национального освобождения, часть — самостоятельно. Чтобы остановить продвижение коммунистов, Джонсон решился на прямое участие в этой войне США. После своего переизбрания в 1964 г. он начал беспрецедентную эскалацию военных действий во Вьетнаме: если в 1965 г. в них участвовало 25 тыс. американских военнослужащих, то к 1968 г. — 500 тыс. Массированные бомбардировки с воздуха причиняли колоссальный урон как Северному, так и Южному Вьетнаму.
Видя ужасающие картины боев на экранах своих телевизоров, американцы все энергичнее протестовали против войны во Вьетнаме. Студенты первыми пошли на демонстрации и марши мира, скандируя антиправительственные лозунги. "Новые левые" — радикалы, желавшие сделать власти США более восприимчивыми к голосу простого народа, резко критиковали курс Джонсона и требовали начать мирные переговоры.
Антивоенное движение приобрело политический характер. Убедившись в его размахе, Джонсон отказался баллотироваться на второй срок. В 1968 г., во время проведения национального съезда демократической партии в Чикаго, недовольные ее политикой граждане сражались с полицией, охранявшей партийных функционеров. Замешательство в рядах демократов (3) способствовало избранию на пост президента США республиканца Ричарда Никсона, который сознавал необходимость выхода Соединенных Штатов из войны, чтобы предотвратить дальнейший раскол американского общества.
Дав приказ о постепенном выводе американских войск из Вьетнама, Никсон одновременно распорядился провести самые жестокие за время войны бомбардировки этой страны и оккупировал Камбоджу, чтобы пресечь поступление оттуда помощи Вьетнаму. В ответ усилилось движение протеста, и американское студенчество снова выступило против правительства (4).
Переговоры о прекращении огня, которые с американской стороны вел советник президента по национальной безопасности Генри Киссинджер, завершились лишь в 1973 г. Хотя войска США были выведены, война окончилась весной 1975 г., когда власти Северного Вьетнама установили свой контроль над всей страной.
Война чрезвычайно дорого обошлась Соединенным Штатам. Расходы на нее превысили 150 млрд долл., выброшенных впустую, а потери в живой силе составили 58 тыс. солдат и офицеров. Вьетнам лежал в руинах, миллионы его жителей были убиты или искалечены. Все это заставило молодых американцев усомниться в правильности проводимой их страной политики и в традиционных американских ценностях.
ПОЛИТИКА РАЗРЯДКИ
Когда война во Вьетнаме подошла к концу, администрация Никсона изменила тактику по отношению к главным коммунистическим державам. Самым решительным шагом в этом направлении стало налаживание отношений с Китайской Народной Республикой. На протяжении двух десятилетий после прихода к власти Мао Цзэдуна правительство США настаивало на том, что "остаточный" режим на Тайване представляет всю китайскую нацию. В 1971 г. Никсон отказался от такого подхода (5), снял ряд ограничений на торговлю с КНР и в феврале 1972 г. первым из американских президентов побывал в этой стране с официальным визитом.
Столь же успешной оказалась политика Никсона по сближению с Советским Союзом или, как это тогда называли, "разрядка напряженности". В мае 1972 г. президент США прибыл в СССР. В Москве у него состоялось несколько теплых встреч с Леонидом Брежневым, в ходе которых был подписан договор об ограничении систем противоракетной обороны (ПРО), о сотрудничестве в космосе и о развитии торговли. Переговоры об ограничении стратегических наступательных вооружений (СОЛТ) завершились подписанием соглашения, позволявшего обуздать рост ядерных арсеналов.
УСПЕХИ И ПРОВАЛЫ НИКСОНА
Никсон стал президентом США после 8-летнего правления демократов. Будучи вице-президентом при Эйзенхауэре и проиграв избирательную кампанию 1960 г. Кеннеди, Никсон стал искушенным политиком, но не столь темпераментным, как Джонсон. Он долго рассчитывал и взвешивал каждый свой шаг. На первых порах это помогало ему, но в конце концов обрекло на поражение.
Его президентство совпало с тревожными для Америки годами — война во Вьетнаме подорвала "великое общество" и расколола страну. Первоочередной задачей Никсона стала внутренняя стабилизация.
Придерживаясь республиканских взглядов на проблему финансовых обязательств правительства, Никсон соглашался с необходимостью расширения его полномочий и признавал в общих чертах концепцию государства всеобщего благосостояния. Он собирался лишь упорядочить существующие программы. Чтобы укрепить пошатнувшуюся экономику и остановить инфляцию, Никсон ввел контроль за ценами и заработной платой, пытаясь одновременно стимулировать экономический рост.
Его планы расстроились в силу непредвиденных обстоятельств. Из-за начавшейся между Израилем, Египтом и Сирией войны Саудовская Аравия в 1973 г. наложила запрет на продажу нефти Соединенным Штатам — союзнику Израиля. Другие страны — члены ОПЕК (объединение стран — экспортеров нефти) в 4 раза подняли на нее цены. Американцы столкнулись с нехваткой нефти и с ее резким удорожанием. Даже когда в следующем году поставки США горючего возобновились, цены на него остались высокими. Это задело всю американскую экономику, усилило инфляцию и обусловило рост безработицы.
Стараясь удержать в руках штурвал экономики, Никсон пытался восстановить в стране "законность и порядок". Часть американцев возмущалась разгулом преступности и ростом политической нестабильности в городах и в университетских центрах, где продолжались массовые выступления протеста, а также ростом наркомании и проституции. Чтобы укрепить свою политическую опору, Никсон прибегал к использованию силы против демонстрантов, вел борьбу со средствами массовой информации, освещавшими события неугодным ему образом, пытался заставить замолчать своих оппонентов и критиков.
Последствием этой стратегии стало в конце концов "уотергейтское дело". Сталкиваясь с демократическим большинством в обеих палатах конгресса, Никсон задумал одержать на выборах 1972 г. столь внушительную победу, чтобы республиканцы и в конгрессе получили большинство. Это дало бы возможность проводить согласованную политику и покончить с "патовой ситуацией" в принятии законов. Комитет по переизбранию президента (КРП) начал сбор средств до принятия закона об опубликовании размеров денежных взносов в фонд той или иной партии.
В начале 1972 г. команда Никсона приняла решение о подслушивании телефонных разговоров в Национальном комитете демократической партии, располагавшемся в административно-жилом комплексе Уотергейт в Вашингтоне. Эта попытка провалилась (6). Когда были схвачены взломщики, имевшие на руках деньги и документы, которые могли стать уликой против КРП, администрация Никсона оказалась в крайне затруднительном положении. Хотя Никсон не налагал официального запрета на проведение расследования, он негласно, через ЦРУ, дал указание ФБР прекратить его по соображениям государственной безопасности. Поступая таким образом, он пытался замести следы, но политический скандал продолжался еще два года, и Никсону пришлось с позором уйти в отставку (7).
"ИНТЕРМЕДИЯ" ФОРДА
Джералд Форд не отличался тщеславием и большую часть своей политической жизни провел в конгрессе. После отставки вице-президента при Никсоне Спиро Т. Агню (8) Форд занял его место. Через десять месяцев ушел Никсон, вследствие чего Форд и стал президентом США. Его главной целью было восстановить доверие к правительству, которое поколебалось вследствие отстранения Никсона и угрожавшего ему импичмента. Вначале американцы доверяли Форду, но когда он официально помиловал Никсона, избавив его от суда и следствия, рейтинг нового президента упал.
Во внутренней политике он следовал курсу Никсона. Экономические проблемы оставались: инфляция и безработица продолжали расти, а валовой национальный продукт (ВНП) уменьшился. Форд вначале пытался заигрывать с обществом, как это делал в 1929 г. Герберт Гувер. Когда это не помогло, он предпринял попытку обуздать инфляцию, но в результате норма безработицы поднялась до 12%, что совпало с самым глубоким спадом в экономике после "великой депрессии". Снижение налогов и увеличение пособий по безработице способствовали некоторому оживлению конъюнктуры, но конца экономическим трудностям не предвиделось.
ПРЕЗИДЕНТСТВО КАРТЕРА
В 1976 г. победу на выборах одержал бывший губернатор штата Джорджия, демократ Джимми Картер (9). Изображая себя во время избирательной кампании "аутсайдером" в национальной политике, Картер обещал придерживаться нового стиля в управлении страной, но именно отсутствие опыта осложнило его положение с первых дней пребывания в Белом доме. Инженер по профессии, Картер отличался технократизмом, тогда как американцы хотели, чтобы в трудные времена во главе страны стоял более гибкий и чуткий политик.
В экономике Картер начал с увеличения государственных расходов и бюджетного дефицита. Когда Федеральное резервное управление, отвечавшее за финансовую политику, стало наращивать выпуск денег для их покрытия, инфляция достигла 10% в год. Тогда Картер пошел на сокращение расходов, что поставило под удар социальные программы, составлявшие основу политики демократической партии. К концу его президентства дефицит оставался большим, а отстраненность бизнеса от государственных дел привела к снижению курса правительственных ценных бумаг и удорожанию кредита.
Картера критиковали также за неэффективность энергетической программы, рассчитанной на уменьшение зависимости США от поставок зарубежной нефти. По его словам, эти поставки "в моральном отношении равносильны войне", но оппоненты Картера в конгрессе всячески срывали ее принятие (10).
Хотя Картер называл себя популистом, его политические приоритеты не отличались ясностью. Выступая за регулирующую роль государства в экономике, он положил начало ослаблению административного контроля за ней. Доказывая, что ограничения свободы экономики, существовавшие в США в XIX в., препятствовали конкуренции, что вело к повышению цен, он настаивал на прекращении государственного регулирования в нефтяной промышленности и на транспорте.
Картер рассчитывал восстановить политическое господство демократов, но и это не получило поддержки ни в конгрессе, ни в стране. К концу президентства Картера его рейтинг упал до 23%, и американцы снова стали связывать свои надежды с республиканской партией.
ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА США ПОСЛЕ ВЬЕТНАМА
Поражение во Вьетнаме вынудило Соединенные Штаты смягчить свой конфронтационный подход в международных делах. В 1973 г. конгресс вновь стал влиять на выработку внешнеполитического курса, преодолев вето Никсона на законопроект об оказании военной помощи. В результате внешняя политика США стала более оперативной.
Президент Форд продолжил курс администрации Никсона на разрядку напряженности в отношениях с Советским Союзом. В ноябре 1974 г. он встретился с Леонидом Брежневым во Владивостоке, где они подписали предварительное соглашение о новом этапе контроля над вооружениями. Это также помогло расчистить путь к проведению Хельсинкского совещания глав 35 государств и правительств в 1975 г.
Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе стало крупнейшей в истории встречей лидеров европейских стран, США и Канады. Был принят заключительный акт из 30 тыс. слов, куда вошел ряд важных положений, на которых настаивал Запад, и некоторые, исходившие от держав восточного блока. Совещание декларировало принцип нерушимости европейских границ после второй мировой войны, чего так долго добивался СССР. С другой стороны, заключительный акт содержал обязательство соблюдать права человека и индивидуальные свободы. Западные державы рассчитывали усилить нажим на социалистический лагерь, вынудив его руководство подписать данное обязательство. Они эффективно использовали периодически проводившиеся собрания наблюдателей за выполнением хельсинкских соглашений, чтобы привлечь внимание общественности к различным их нарушениям.
Джимми Картеру удавалось успешно разрешать конфликтные ситуации, возникавшие в "горячих точках" земного шара. Он способствовал примирению Египта и Израиля, которые около 30 лет враждовали друг с другом. Действуя в качестве посредника и участника мирных переговоров, Картер в 1978 г. провел встречу с президентом Египта Анваром Садатом и премьер-министром Израиля Менахемом Бегином в своей резиденции Кемп-Дэвид (штат Мэриленд). В результате лидеры этих стран возвратились в США в марте 1979 г., чтобы подписать в Белом доме мирный договор.
После продолжительных и ожесточенных дебатов в конгрессе Картер добился ратификации договора о возвращении Панаме ее канала к 2000 году. Он также следовал курсу Никсона в отношении КНР, расширяя с ней дипломатические контакты.
Менее успешно складывались американо-советские отношения. Хотя к началу его президентства разрядка достигла апогея (11) и сам Картер заявил, что США избавились от "чрезмерного страха перед коммунизмом", он занял непримиримую позицию в области прав человека. Его установка на то, что "наша приверженность правам человека должна быть абсолютной", вызвала негативную реакцию советского правительства. Договор СОЛТ-2 (12), ставший новым шагом в ограничении стратегических наступательных вооружений, был подписан главами обоих государств, но конгресс отказался его ратифицировать: США развернули кампанию протеста против советского вторжения в Афганистан в конце 1979 г.
Гораздо большие неприятности причинил Соединенным Штатам Иран. После исламской революции во главе с шиитским религиозным лидером аятоллой Хомейни, покончившей с продажным, но дружественным США шахским режимом, Картер разрешил свергнутому шаху прибыть в Америку для лечения. В ответ воинственно настроенные иранцы захватили здание американского посольства в Тегеране и взяли в качестве заложников 53 человека, которых держали в плену более года. Все попытки Картера добиться их освобождения провалились (13), и это также способствовало его поражению на выборах.
ДВИЖЕНИЕ ЗА ГРАЖДАНСКИЕ ПРАВА В 1960—1970-е гг.
Движение черных американцев за равные права с белыми достигло апогея в середине 60-х гг. Одержав ряд побед в предшествующее десятилетие, афро-американцы предпочитали ненасильственные формы протеста. Такие их объединения, как состоявшая из священников-негров Южная конференция христианского руководства и Студенческий координационный комитет ненасильственных действий, куда входили молодые активисты, добивались проведения реформ мирными средствами.
В 1960 г. учащиеся негритянского колледжа устроили сидячую забастовку в сегрегированной ("только для белых") закусочной Вулворта в Северной Каролине и отказались разойтись. Это привлекло внимание средств массовой информации, и аналогичные действия охватили весь Юг. В следующем году борцы за гражданские права устраивали "рейсы свободы": автобусы с белыми и неграми подъезжали к автостанциям с сегрегированным обслуживанием пассажиров, чтобы возможный в этих случаях скандал привлек внимание журналистов и телевидения. Так создавалась общественная поддержка делу борьбы за гражданские права.
Проводились также демонстрации и шествия — такие как марш на Вашингтон 28 августа 1963 г. В столице США собралось около 200 тыс. сторонников равенства для всех. Главным событием этого дня, когда собравшиеся пели народные песни и произносили речи, стало знаменитое выступление выдающегося борца за гражданские права Мартина Лютера Кинга. Он сказал: "Я мечтаю о том, когда в один прекрасный день на рыжих холмах Джорджии соберутся сыновья бывших рабов и бывших рабовладельцев и сядут за один стол как братья". Когда Кинг повторял слова "Я мечтаю о том...", толпа отвечала восторженным гулом.
Вся эта риторика была бесполезной: президент Кеннеди не стремился оказывать давление на южан в вопросах гражданских прав, так как их голоса были нужны ему для другого. Однако обстоятельства заставили его выступить в пользу негров. Когда студента Джеймса Мередита не допустили в университет штата Миссисипи из-за цвета кожи, Кеннеди послал туда федеральные войска, чтобы обеспечить законность и порядок. Когда протесты против сегрегации в Бирмингеме (Алабама) грозили закончиться расправой с их участниками, он передал в конгресс новый билль о гражданских правах, запрещающий сегрегацию в общественных местах. Но даже упомянутый марш на Вашингтон не повлиял на комиссию конгресса, куда был передан этот билль: его "придерживали" вплоть до убийства Кеннеди (14).
Президент Джонсон сумел достичь большего. Техасец по происхождению, он еще в период своего выдвижения показал себя сторонником гражданских прав. В 1963 г. он заявил в конгрессе: "Никакой надгробной речью или славословием невозможно так почтить память покойного президента Кеннеди, как скорейшим прохождением билля о гражданских правах". Он сделал все от него зависевшее, чтобы убедить сенаторов не затягивать обсуждение документа, и обеспечил принятие в 1964 г. радикального закона о гражданских правах. Запрещалась расовая дискриминация во всех общественных местах, а в 1965 г. был принят закон об избирательном праве. Федеральному правительству давались полномочия проводить регистрацию избирателей в тех местах, где местные власти отказывались это делать в отношении черных. Через год в штатах "глубокого Юга" было зарегистрировано 400 тыс. избирателей-негров, а в 1968 г. — 1 млн. Тогда же был принят закон, запрещающий дискриминацию в жилищном вопросе.
Несмотря на всю активность законодателей, часть черных американцев стала проявлять нетерпение. Один из их идеологов — Малькольм Икс настаивал на отделении негров от белой расы. Лидер негритянского студенчества Стокли Кармайкл также разочаровался в тактике ненасильственных действий и в результатах сотрудничества с белыми. Он проповедовал идею установления "власти черных" любой ценой.
Призывы к проведению реформ сопровождались актами насилия. В 1966 и 1967 гг. в ряде крупных городов произошли восстания негритянского населения. Весной 1968 г. Мартин Лютер Кинг пал от пули убийцы (15). Та же судьба постигла брата убитого президента, защитника обездоленных сенатора Роберта Кеннеди.
Деятельность федеральных властей по защите гражданских прав пошла на убыль при президенте Никсоне. Он стремился укрепить свой тыл, сделав ставку на консервативно настроенных белых, которые считали, что движение за равноправие негров зашло слишком далеко. Эта стратегия в пользу Юга вынуждала администрацию сокращать расходы на справедливое решение жилищного вопроса и пытаться, хотя и безуспешно, ограничить действие закона 1965 г. о правах избирателей. Когда в 1971 г. Верховный суд США определил, что доставка детей в школы на автобусах есть законный способ десегрегации, Никсон выступил по телевидению против этого решения и стал добиваться его приостановки или ограничения конгрессом. Хотя это ему и не удалось, он полностью выявил свою позицию.
Изменившееся отношение федеральных властей к защите прав черных еще больше бросалось в глаза во время рассмотрения в Верховном суде дела Алана Бакка (1978). Этот белый американец опротестовал решение приемной комиссии медицинского колледжа в Калифорнии, которая, как он считал, отказала ему из-за того, что определенное число мест резервировалось для черных. Суд вынес решение о его приеме и запретил введение подобных квот, а затем стал на сторону тех, кто учитывал расовую принадлежность при отборе студентов.
ЖЕНСКОЕ ДВИЖЕНИЕ
Борьба черных за свои права в 60—70-е гг. дала толчок движению женщин Америки. Его участницы пришли к выводу, что из-за своего пола они также являются гражданами "второго сорта". Когда мужчины занимаются политикой, женщинам достается роль прислуги, и в США, считали они, женщины подвергаются политической, личностной и сексуальной эксплуатации.
Другие американки думали то же самое. В 50—60-е гг. число работающих замужних женщин возросло, но в 1963 г. они получали около 63% среднего заработка мужчин. В том же году писательница Бетти Фридан выпустила книгу "Тайна женщины", в которой подвергла уничтожающей критике жизненные ценности среднего класса США. Благодаря ей миллионы американок смогли осознать всю незавидность своего положения. Подчеркнув, что "находить себе мужа и вынашивать детей" часто остается для них единственным средством самовыражения, Фридан призвала своих читательниц к поискам других жизненных ролей и обязательств.
Изменить положение удалось в результате обсуждения в конгрессе билля о гражданских правах. Рассчитывая провалить законопроект в целом, консерваторы в 1964 г. предложили поправку, лишающую законной силы дискриминацию как по расовому признаку, так и по признаку пола. Однако прошли и сама поправка, и весь законопроект, дав женщинам законное средство обеспечения своих прав.
Они и сами боролись за облегчение своей участи. В 1966 г. 28 женщин с высшим образованием, в том числе Бетти Фридан, создали Национальную ассоциацию женщин, "чтобы уже теперь сделать американок полноправными участницами важнейших дел общества". На следующий год в нее вступила 1 тыс. женщин, а еще через 4 года организация насчитывала 15 тыс. участниц. Это и другие подобные объединения помогали женщинам осознать ограниченность своих возможностей и выступить за их расширение.
Феминизм, или организованное движение женщин за свои права и интересы, в начале 70-х гг. достиг большого размаха. Хелен Редди посвятила ему популярную песню "Я — женщина", журналист Глория Стейнем и несколько других американок начали выпускать в 1972 г. журнал "Ms" (16). В 1971—1974 гг. разошлось 850 тыс. экземпляров справочника "О нас и о нашем теле", составленного женщинами-врачами.
Наиболее активные феминистки настаивали на принятии конгрессом, а затем ратификации специальной поправки к Конституции США, провозглашающей равенство прав женщин. В 1972 г. она была принята конгрессом и гласила: "Равные права для лиц обоего пола, которые предписаны законом, не подлежат отмене или ограничению в Соединенных Штатах или в каком-либо штате". В последующие годы ее ратифицировало 35 штатов из необходимых 38 (17), но дальше дело не пошло. Консервативный политик Филлис Шлафли, выступая от имени той части женщин, которые опасались перемен, свел на нет кампанию за ратификацию поправки через 10 лет после ее одобрения конгрессом.
ДВИЖЕНИЕ АМЕРИКАНЦЕВ ЛАТИНОАМЕРИКАНСКОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ
После второй мировой войны испаноязычное население США также подвергалось дискриминации. Выходцы с Кубы, из Пуэрто-Рико, Мексики и государств Центральной Америки часто не имели никакой специальности и были неграмотными. Часть их работала сезонными рабочими на фермах, и в период уборки урожая их жестоко эксплуатировали. Другие оседали в городах, но там им было не легче.
Чиканос — американцы мексиканского происхождения — создавали радикальные объединения типа Национальной ассоциации американских мексиканцев, но к активным действиям приступили лишь в 60-е гг. Чиканос надеялись, что программа Джонсона по борьбе с бедностью коснется и их, но убедились в том, что бюрократы игнорируют тех, чей голос звучит недостаточно громко. Пример черных был для них особенно показательным — он говорил о важности организации политического давления.
Сезар Чавес, создавший профсоюз сельскохозяйственных рабочих, первым продемонстрировал результат "прямого действия". Чтобы проучить виноградарей Калифорнии, он призвал к отказу от потребления винограда в масштабе страны, что и помогло эксплуатируемым ими рабочим-мигрантам основать свой профсоюз. Успешным оказались также призывы к бойкоту салата-латука и других продуктов. Хотя фермеры пытались помешать Чавесу, сезонные рабочие получили законное право добиваться (через профсоюз) повышения заработной платы и улучшения условий труда.
Росла политическая активность выходцев из Латинской Америки. В 1961 г. конгрессменом от штата Техас стал Генри Б. Гонсалес, а через три года — Элизо ("Кика") де ла Гарса. В сенат США прошел Жозеф Монтойя из Нью-Мексико. В 70—80-е гг. их участие в политической жизни усилилось.
ДВИЖЕНИЕ ИНДЕЙЦЕВ
Подобно испаноязычным и чернокожим американцам, коренное население Америки также находилось в ущемленном положении. В 50-е годы индейцы выступали против переселения из резерваций в города, где они могли раствориться в массе этнически им чуждого населения. В этом случае они не только лишались земли; многие не могли приспособиться к городской жизни. В 1961 г., когда правительство перестало их переселять, комиссия конгресса по гражданским правам констатировала, что индейцы "повсеместно терпят нужду и лишения".
В 60—70-е гг. они повели более решительную борьбу с попытками ограничения их законных прав, чему способствовал рост националистических настроений в "третьем мире" и подъем движения за гражданские права. Новое поколение их вождей обратилось в суды для защиты того, что еще осталось от земель, принадлежавших тому или другому племени. Росло число штатов, в которых оспаривалось многолетнее нарушение властями договоров о землепользовании, и в 1967 г. они одержали первую победу в вопросе о правах на землю и водные ресурсы. Эта победа была не единственной. Основанная в 1968 г. организация "Движение американских индейцев" добилась получения государственной социальной помощи, в том числе для соплеменников, оставленных на произвол судьбы в городах.
В конце 60-х — начале 70-х гг. произошли столкновения индейцев с властями. В 1969 г. 78 коренных американцев самовольно поселились на острове Алкатрас в заливе Сан-Франциско и оставались там до 1971 г., когда их выдворили оттуда. В 1973 г. участники "Движения американских индейцев" заняли поселок Вундед Ни (Раненое Колено - англ.) в Южной Дакоте, где в конце XIX в. солдаты США перебили их предков — индейцев племени сиу. Индейские активисты хотели привлечь внимание общества к жалким условиям жизни в близлежащей резервации, где половина населения жила на государственное пособие и процветал алкоголизм. В схватке с полицией один из них был ранен, другой убит, но правительство штата обязалось пересмотреть условия договора с индейцами. Свое обещание оно так и не выполнило.
Тем не менее движение индейцев дало определенные результаты. В США лучше узнали об их нуждах, а правительственные чиновники были вынуждены реагировать на их требования о заключении равноправных договоров на пользование землей предков.
КОНТРКУЛЬТУРА И "ЗАИНТЕРЕСОВАННЫЕ ГРУППЫ"
Агитация за равные возможности подлила масла в огонь: американская молодежь особенно резко отвергала устоявшиеся ценности среднего класса, созданные их родителями после второй мировой войны. Часть молодых людей устремилась в политическую деятельность, став левыми радикалами, но еще больше было тех, кто стал по-новому одеваться и усвоил новое сексуальное поведение.
Принадлежностью американского общества стали внешние признаки контркультуры. В моду вошли длинные волосы и бороды, а широкие брюки, пиджаки и галстуки сменились синими джинсами и рубахами свободного покроя. Возросло употребление запрещенных законом наркотиков, что считалось средством "раскрепощения мозгов". Рок-н-ролл и народная музыка уступили место "тяжелому" року, исполняемому на электроинструментах, и песням политического и социального содержания. "Битлз", "Роллинг стоунз" и другие британские группы заполонили страну.
Те же силы, которые вызвали движение за гражданские права и контркультуру, в середине 60-х гг. дали толчок экологическому движению. Многих американцев взволновала книга Рашели Карсон "Молчаливый источник" (1962), в которой шла речь о разрушительном действии химических пестицидов, особенно ДДТ. Беспокойство по поводу состояния окружающей среды возрастало по мере того, как люди узнавали о других ее загрязнителях — выхлопных газах, промышленных отходах, нефтяных скважинах, которые угрожали красоте и чистоте окружающей природы. 22 апреля 1970 г. школьники и группы граждан во всех штатах отметили День планеты Земля. Для разъяснения публике всей опасности загрязнения среды обитания устраивались открытые семинары при университетах — "тич-ины". В Филадельфии, Чикаго, Нью-Йорке состоялись многочисленные демонстрации. Однако многие американцы сопротивлялись претворению в жизнь экологических проектов из-за их высокой стоимости. Возникало опасение, что эти издержки неблагоприятно скажутся на положении людей, занятых в различных производствах. В 1970 г. конгресс внес поправки в законопроект 1967 г. о запрещении вредных выбросов в атмосферу и принял единый американский стандарт чистоты воздуха. Был также принят закон об улучшении качества воды, который обязал владельцев прибрежных нефтяных вышек не допускать утечек нефти. В том же году было создано независимое федеральное Агентство по охране окружающей среды, на которое возлагались основные контрольные функции.
(1) Добровольцы Корпуса мира — преимущественно молодые врачи, учителя, инженеры и т. п., — направлявшиеся на работу в страны Азии, Африки, Латинской Америки.
(2) Лобби — группа лиц, "обрабатывающих" членов конгресса в пользу того или иного законопроекта.
(3) 4 нюня 1968 г. в Лос-Анджелесе был убит сенатор-демократ Роберт Кеннеди, брат покойного президента Джона Кеннеди, выставивший свою кандидатуру на президентский пост.
(4) В массовых антивоенных демонстрациях принимали участие и ветераны вьетнамской войны, о выступлении которых в апреле 1971 г. шел прямой телевизионный репортаж. Общая численность демонстрантов в ряде городов Америки превысила 24 апреля миллион человек.
(5) В октябре 1971 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла КНР в число ее членов, исключив Тайвань.
(6) В ночь на 17 июня 1972 г. пятеро взломщиков пытались устроить там обыск и установить аппаратуру для прослушивания, но были арестованы на месте преступления.
(7)"Уотергейтское дело" привело к раскрытию целого ряда злоупотреблений в высшем эшелоне власти. Палата представителей конгресса возбудила дело об импичменте, но, не дожидаясь суда, Никсон в 1974 г. подал в отставку.
(8) Ему грозило судебное расследование за уклонение от уплаты налогов, коррупцию и другие злоупотребления.
(9) Демонстрируя простоту манер, Картер распорядился именовать себя даже в официальных документах Джимми, а не Джеймсом Эрлом.
(10) После ожесточенной борьбы в конгрессе большая часть энергетической программы была принята. В ее основе — поэтапное освобождение цен на нефть, введение налога на дополнительные прибыли нефтяных компаний, увеличение добычи угля, внедрение энергосберегающих технологий и др.
(11) Показателем чего послужила, в частности, советско-американская космическая программа "Союз"—"Аполлон".
(12) В русской транскрипции — ОСВ-2.
(13) Неудачей кончилась и посылка самолета с подразделением спецвойск "Дельта".
(14) Оно было организовано расистами в Далласе (Техас), куда Кеннеди прибыл 22 ноября 1963 г. для достижения компромисса с южанами.
(15) Был убит и Малькольм Икс.
(16) Сокращенная форма слова "мисс".
(17) Поправки к федеральной конституции вступают в законную силу после их ратификации 3/4 штатов.