Мировая История
> Сборник по истории нового времени
> Во весь екран
|
| |
|
|
|
Собрание офицеров с участием агитаторов и поддерживающих их лиц. Пэтни, 29 октября 1647 г.>>> Народное соглашение для прочного мира на основах общего права. Показавши всему миру своими недавними трудами и действиями, в которых мы подвергали себя опасности, как высоко ценим мы нашу действительную свободу, и имея за собой господа, который признал наше дело своим до такой степени, что отдал врагов его в наши руки, - мы считаем, что теперь мы обязаны по взаимному долгу друг перед другом проявить наибольшую заботу, какую мы только можем, о том, чтобы в будущие времена избежать опасности возврата в рабское состояние и дорого стоящего средства быть исцеленными новой войной... I. Что население Англии, которое в настоящеее время для выбора своих представителей в парламент по графствам, городам и местечкам распределено весьма неравномерно, должно быть представлено более беспристррастно пропорциально числу жителей; подробные положения относительно числа, мест и способов такого представительства должны быть установлены до конца настоящего парламента. II. Что для предупреждения многих неудобств, проистеккающих от долгого пребывания одних и тех же лиц в органах верховной власти, настоящий парламент должен быть распущен в последний день сентября 1648 г. III. Что народ в общем установленном порядке избирает парламент один раз в два года, а именно в первый четверг марта месяца через год, таким способом, который будет установлен до конца этого парламента... IV. Власть этого и всех последующих представительных собраний страны ниже власти только людей, которые его избирают, и распостраняется на то, чтобы [без согласия или содействия каких-либо других лиц или лица]: издавать, изменять или отменять законы, устанавливать и отменять всякого рода должности и судебные учреждения, назначать, устранять и привлекать к ответственности всякого рода должностных лиц и чиновников всех степеней, обьявлять войну и заключать мир, устанавливать договорные отношения с иностранными государствами и вообще делать все, что в явном или подразумеваемом виде представляемый ими народ не оставил в своих руках. Эти последние положения заключаются в следующем: 1. Никакой человеческой власти нами никоим образом не доверяется решение вопросов религии и о способах богопочитания, поскольку мы не можем оставить или превысить хотя бы малейшую часть того, что наша совесть диктует нам в качестве воли божьей, не совершая сознательного греха; однако на усмотрение представителей предоставляется установление способов общественного обучения населения по вопросам религии, поскольку это не будет принудительно. 2. Нашей свободе противоречит побуждение илил насильственное принуждение кого-нибудь из нас к военной службе, и поэтому мы не предоставляем такого права нашим представителям; тем более что денежные средства [нервы войны] всегда находятся в их распоряжении, и потому они никогда не будут нуждатся в необходимом им числе людей, достаточном для отстаивания всякого справедливого дела. 3. После роспуска настоящего парламента никто ни в какое время не может привлекаться к ответственности за что-либо сказанное или сделанное в связи с недавними общественными разногласиями иначе, как во исполнение постановлений настоящих представителей. 4. Все существующие законы или те, которые будут изданы в дальнейшем, равно обязательны для всякого лица, и никакого рода земельные и имущественные права, жалованные грамоты, звания, происхождение илли должность не дают прав ни на какое исключение из обычного порядка течения правосудия, которому подвержены другие лица. 5. Точно так же, как законы должны быть равными для всех, они должны быть хорошими и не могут являться вредными для безопасности и благополучия населения. Положения, о которых мы заявляем, являются нашими прирожденными правами, и поэтому мы пришли к соглашению и решили поддерживать их против какого бы то ни было противодействия до крайнего предела наших возможностей. Нас вынуждают к этому не только примеры наших предков, кровь которых часто бесполезно лилась с целью завоевания свободы, так как потом они допускали возможность лишать себя плодов своих побед путем всяких обманных ухищрений; но также и наш собственный печальный опыт, поскольку, долго ожидая и дорого заплативши за установление необходимых нам определенных порядков управления, мы все еще вынуждены для установления мира и свободы зависеть от того человека [короля], который стремился держать нас в оковах рабства и навлек на нас эту жестокую войну. источник:Лавровский В.М. Сборник документов по истории Анлийской буржуазной революции XVII в. С. 204 - 206. |
Сделано ©2006 г. ИСТОРИЧЕСКАЯ ХРЕСТОМАТИЯ |