Глава

8

ПОСЛЕВОЕННАЯ АМЕРИКА

Мы должны построить новый, гораздо лучший мир, в котором всегда будет уважаться человеческое достоинство.

Гарри С. Трумэн. Из обращения по радио к конференции представителей Объединенных Наций (23 апреля 1945 г.)

В первые годы после второй мировой войны Соединенные Штаты занимали господствующее положение в мире. Страна почти не пострадала в этой великой битве, и американский народ преисполнился сознанием своей миссии как во внутренних, так и в международных делах. Защитив демократию ценой огромных затрат и усилий, американское правительство стремилось упрочить ее и создать все условия для процветания. Подобно издателю журнала "Тайм" Генри Льюсу, лидеры американской нации решили, что наступил "век Америки".

Большинство американцев верило в эту идею около двадцати лет. Они признавали необходимость жесткого противостояния Советскому Союзу в "холодной войне", одобряли усиление государственной власти и концепцию государства всеобщего благосостояния, наметившуюся еще в годы "нового курса". Они пожинали плоды послевоенного экономического подъема, когда материальное благополучие США еще больше возросло.

Однако мало-помалу американцы стали сомневаться в правильности своих оценок некоторых сторон жизни в Соединенных Штатах. Общественный консенсус распался под воздействием ряда факторов. В 50-е годы афроамериканцы начали политическую кампанию, к которой затем примкнули другие этнические группы и женщины — их целью было приобщиться к "американской мечте" (1). В 60-е годы политизированное студенчество выступило против международной роли США, особенно в разрушительной войне во Вьетнаме. Молодежная контркультура бросила вызов неизменным американским ценностям. Сама жизнь подводила граждан США к поискам нового "социального равновесия" в стране.

ЦЕЛИ "ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ"

"Холодная война" стала важнейшей особенностью первых послевоенных лет. Ее предпосылками были долговременные разногласия между Советским Союзом и Соединенными Штатами. Дипломатическое признание последними большевистского строя, установленного в результате русской революции 1917 г., произошло лишь в 1933 г. Даже после этого к СССР относились с подозрением, однако во время второй мировой войны обе державы являлись союзниками и маскировали свои разногласия, чтобы успешно бороться со странами "оси".

В конце войны антагонизм между ними вновь выступил на первый план. США рассчитывали разделить с другими странами свою концепцию свободы, равенства и демократии. В беспокойный мир, содрогавшийся от гражданских войн и распада империй, Америка готовилась внести стабильность, благодаря которой только и возможен мирный восстановительный процесс. Помня уроки "великой депрессии" 1929—1940 гг., она намеревалась устранить таможенные барьеры, чтобы создать новые рынки как для своей избыточной сельскохозяйственной и промышленной продукции, так и для продукции стран Западной Европы, которые нуждались в экспорте для восстановления экономической самостоятельности. Свобода международной торговли мыслилась как стимул экономического роста Соединенных Штатов и других государств, как средство поддержания стабильности в дружественных и союзных США странах.

У СССР была своя программа. Русская историческая традиция сильно централизованной, самодержавной власти резко отличалась от ориентированной на демократию американской. Коммунистическая идеология с ее ставкой на классовую борьбу и на всемогущее государство проявилась во время войны и после ее окончания продолжала определять советскую политику. Разоренный войной, которая унесла жизни 20 млн. русских, Советский Союз готовился восстановить свою экономику и защитить себя от повторения столь страшного конфликта. Советы особенно беспокоила уязвимость западных рубежей. Отразив нашествие Гитлера, русские преисполнились решимости не допустить другого такого нападения. Поэтому им требовались закрытые границы и послушные политические режимы в Восточной Европе. Однако Соединенные Штаты объявили одной из своих целей в войне восстановление независимости и суверенитета Польши, Чехословакии и других стран Центральной и Восточной Европы.

ПРЕЗИДЕНТСТВО ГАРРИ ТРУМЭНА

Гарри С. Трумэн сменил Франклина Д. Рузвельта еще до окончания войны. Сенатор-демократ от штата Миссури, затем вице-президент, Трумэн чувствовал себя недостаточно подготовленным к управлению Соединенными Штатами. Рузвельт не полагался на него в решении сложных послевоенных проблем, а сам Трумэн имел мало опыта в международных делах. "Я еще не дорос до них", — признался он своему бывшему коллеге.

Вместе с тем Трумэн обладал быстрой реакцией, был импульсивен и не стремился затягивать решение проблем, с которыми сталкивался. На его столе в Белом доме лежала табличка с вошедшей в историю фразой "Все беру на себя" (2), что говорило о его развитом чувстве ответственности. Его мнение о том, как нужно вести себя с Советским Союзом, оказало большое влияние на начало "холодной войны".

ПРОИСХОЖДЕНИЕ "ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ"

Она началась, как только разногласия между ведущими державами по поводу послевоенного устройства мира вылились во взаимную подозрительность и недоверие. Первый конфликт на этой почве возник из-за Польши. СССР требовал, чтобы ее правительство подчинялось ему, а США настаивали на независимом, представительном устройстве власти в ней по западному образцу. На Ялтинской конференции в феврале 1945 г. союзники выработали соглашение, которое можно было интерпретировать по-разному. Среди его пунктов было проведение "свободных, ничем не связанных" выборов в Польше.

На своей первой встрече с советским министром иностранных дел Вячеславом Молотовым Трумэн занял твердую позицию в вопросе о самоопределении Польши и прочитал русскому дипломату целую лекцию о необходимости соблюдать ялтинские соглашения. Когда Молотов запротестовал, сказав: "Со мной никогда в жизни не говорили в подобном тоне", Трумэн ответил: "Выполняйте свои обязательства, и тогда с вами не будут говорить в подобном тоне". С этого момента отношения между СССР и США стали ухудшаться.

Спор между двумя державами разгорелся и по вопросу об экономической помощи Советскому Союзу. Через шесть дней после окончания войны в Европе США прекратили поставки по ленд-лизу, носившие в основном военный характер. Хотя их прекращение распространялось на всех американских союзников, СССР почувствовал себя ущемленным. Просьба русских о предоставлении им займа в 600 млн. долл. для восстановления разрушенной экономики осталась без ответа. Когда Советы снова обратились к США за субсидией уже в 100 млн., американское правительство обещало рассмотреть вопрос только в обмен на обещание России "отказаться от дискриминации в международной торговле". Иосиф Сталин не принял этого условия и положился целиком и полностью на свой пятилетний план.

Начало "холодной войны" ознаменовалось политическими заявлениями с обеих сторон. В 1946 г. Сталин заявил, что капитализм и коммунизм неизбежно столкнутся друг с другом в будущем и высказал уверенность в конечной победе советской системы. Премьер-министр Великобритании во время войны Уинстон Черчилль произнес темпераментную речь в Фултоне (штат Миссури) в присутствии Трумэна, сидевшего на сцене во время его выступления. "От Штеттина на Балтике до Триеста на Адриатике, — сказал Черчилль, — опустился железный занавес, перегородивший континент". Англоязычные народы, подчеркнул он, должны совместно противостоять советской угрозе.

"СДЕРЖИВАНИЕ" СССР

Американской политикой послевоенных лет стало "сдерживание" Советского Союза. Советник посольства США в Москве Джордж Кеннан в 1946 г. изложил свою точку зрения в пространной телеграмме в государственный департамент. Вернувшись на родину, он углубил начатый им анализ и опубликовал под псевдонимом "М-р Икс" статью в престижном журнале "Форин афферс". Указывая на традиционное для России чувство незащищенности от внешних врагов, Кеннан доказывал, что СССР ни при каких обстоятельствах не изменит свою позицию. "Весь советский государственный механизм, включая внешнеполитический, — писал он, — неуклонно движется по заданному маршруту — как заводной игрушечный автомобиль, пущенный в определенную сторону, не сворачивает с пути и останавливается, лишь наткнувшись на неодолимое препятствие". Экспансия Советов "должна сдерживаться бдительностью и искусным применением силы" в любом месте, где бы ни возникла ее угроза.

Первое крупномасштабное применение доктрины "сдерживания" имело место в Восточном Средиземноморье. Великобритания оказывала поддержку Греции, где местные коммунисты угрожали монархическому правительству гражданской войной, и Турции, от которой СССР добивался совместного контроля над Дарданеллами — проливами, соединяющими Черное море со Средиземным. В 1947 г. британское правительство заявило американскому, что больше не в состоянии помогать им обеим. Государственный департамент США быстро разработал план американской помощи. Однако поддержка нового интервенционистского курса, как разъяснили Трумэну лидеры сената, возможна лишь в том случае, если президент США начнет "поиски адской угрозы за пределами страны".

Трумэн был готов к этому. В его заявлении, известном как доктрина Трумэна, говорилось: "Я считаю, что Соединенные Штаты должны проводить политику поддержки свободных народов, сопротивляющихся попыткам захвата власти вооруженным меньшинством или давлению извне". С этой целью он запросил у конгресса 400 млн. долл. для оказания экономической и военной помощи Греции и Турции, и средства были ассигнованы.

Следующим шагом, потребовавшим широкой экономической помощи, стало содействие истерзанной войной Западной Европе. США опасались коммунистического вторжения во многие экономически и политически нестабильные страны этого региона. Что-то требовалось предпринять, ибо, как сказал государственный секретарь США Джордж Маршалл, "пока врачи думают, пациент умирает". Ранее Маршалл занимал самый высокий пост в вооруженных силах США и имел репутацию главного организатора победы Соединенных Штатов во второй мировой войне (3). В середине 1947 г. Маршалл обратился к обеспокоенным европейским державам с предложением создать программу, "направленную не против какой-либо страны или доктрины, а против голода, нищеты, отчаяния и хаоса". Представители Советского Союза участвовали в первом планирующем совещании, но затем предпочли уйти, чтобы не раскрывать сведения о советской экономике.

Остальные 16 стран выработали совместный финансовый запрос, который в конечном итоге свелся к сумме в 17 млрд. долл., выплачиваемой в течение 4 лет. В начале 1948 г. конгресс проголосовал за содействие восстановлению экономики стран Европы. Его окрестили "планом Маршалла", который явился одной из самых удачных внешнеполитических инициатив США.

Послевоенная Германия была поделена на американскую, советскую, английскую и французскую оккупационные зоны, причем ее бывшая столица Берлин находилась почти в самом центре советской зоны. США, Англия и Франция обсуждали возможность превращения принадлежащих им зон в единую самоуправляющуюся республику. Однако СССР выступал против объединения Германии, и этот вопрос стал предметом дискуссий на конференциях министров иностранных дел 4 стран. Когда же западные державы заявили о намерении создать единое федеральное германское государство, Сталин ответил на это блокадой Берлина; 23 июня 1948 г. были перекрыты все автомобильные и железные дороги, связывавшие его с западными странами.

Последние нашли выход в организации воздушного моста: их транспортная авиация занялась снабжением Берлина всем необходимым. Американские, английские, французские самолеты доставили туда около 2,25 млн. т грузов, включая продукты питания и топливо. Сталин снял блокаду через 231 день, после 277 264 воздушных рейсов.

Растущее влияние СССР в Восточной Европе беспокоило страны Запада. США выступили с инициативой создания военного союза, призванного дополнить экономические рычаги сдерживания. В 1949 г. Соединенные Штаты и 11 других стран (4) учредили Североатлантический пакт (НАТО) — союз, основанный на принципах коллективной безопасности. Нападение на одну из стран — членов НАТО должно было расцениваться как нападение на всех и встречать коллективный отпор.

На следующий год США ясно определили свои оборонительные цели. Совет национальной безопасности (СНБ) предпринял всестороннее и полное исследование американской внешней и военной политики. В директиве СНБ за № 68 были изложены проблемы, с которыми США придется столкнуться в будущем. "То, с чем нам приходится иметь дело, очень важно, — гласил документ. — Речь идет о сохранении или гибели не только нашей республики, но и самой цивилизации". В ответ на советскую угрозу Югославии и присутствию в Западном Берлине американцев, англичан и французов Соединенные Штаты принялись быстро наращивать расходы на оборону.

"ХОЛОДНАЯ ВОЙНА" В АЗИИ И НА БЛИЖНЕМ ВОСТОКЕ

"Стараясь поддерживать стабильность в Европе, США реагировали на "вызовы" и в других частях планеты. Так, они опасались прихода к власти в Китае коммунистической партии во главе с Мао Дзэдуном. Китай был союзником США во второй мировой войне, но даже американская помощь не могла удержать у власти его безнадежно ослабленное и коррумпированное правительство. Мао развязал гражданскую войну в обстановке войны с Японией и в 1949 г. захватил власть. Когда он провозгласил, что будет поддерживать Советский Союз в борьбе против "империализма" США, стало ясно, что коммунизм становится неконтролируемой силой.

Напряженность в отношениях США с Китаем возросла во время войны в Корее. После освобождения от японцев в 1945 г. территория Кореи была разграничена союзниками по 38-й параллели. Советские войска принимали капитуляцию японской армии к северу от нее, американские — к югу. Взятая в качестве условной границы по военным соображениям 38-я параллель превратилась в настоящую границу по мере эскалации "холодной войны". СССР и США учредили в контролируемых ими частях Корейского государства послушные им правительства, которым оказывали поддержку даже после вывода войск. Оба корейских лидера (5) стремились к воссоединению страны, но каждый на своих условиях.

В июне 1950 г. армия Северной Кореи перешла 38-ю параллель и начала наступать в южном направлении. Трумэн распорядился привести американские вооруженные силы в боевую готовность и назначил генерала Дугласа Макартура командующим экспедиционным корпусом. Одновременно Соединенным Штатам удалось добиться принятия резолюции ООН, которая заклеймила КНДР как агрессора. Советский представитель в ООН не мог этому помешать, поскольку СССР бойкотировал Организацию Объединенных Наций в знак протеста против ее решения не принимать в число своих членов Китайскую Народную Республику. В результате СССР лишил себя возможности использовать право вето в Совете Безопасности.

Военные действия шли с переменным успехом. Отважная высадка американской морской пехоты в Инчхоне заставила северокорейцев отступить. Когда военные действия приблизились к китайской границе, КНР приняла в них участие, перебросив крупные силы через реку Ялу. Это вынудило войска США и ООН (6) отступить, но спустя некоторое время они перешли в контрнаступление и вновь достигли 38-й параллели — главным образом благодаря умелому командованию генерала Мэтью Риджуэя.

Когда Макартур попытался заручиться поддержкой общественного мнения США для дальнейшего расширения военных действий — не только против КНДР, но и против Китая, Трумэн обвинил его в превышении полномочий и отстранил от командования, передав его Риджуэю. После более чем двухлетней войны начались переговоры о прекращении военных действий, и в июле 1953 г. было подписано соглашение о перемирии. Оно почти полностью восстанавливало территориальное разграничение, существовавшее до войны.

Война в Корее вызвала раскол в американском обществе. Хотя ставки на "холодную войну" были высоки, усилия американского правительства по ограничению военных действий разочаровали тех, кто не понимал причин "сдержанности". При этом военный бюджет США вырос вчетверо и появилась необходимость наращивать американское военное присутствие за рубежом. Одновременно "холодная война" шла на Ближнем Востоке. Этот стратегически важный нефтяной район был уязвим для советского вмешательства, поскольку в 1946 г. СССР, вопреки данному ранее обещанию, не выводил войска из Ирана, хотя английские и американские контингенты уже покинули страну. Твердая позиция США в этом вопросе заставила русских в конце концов уйти.

В 1948 г. США официально признали новое государство Израиль через 15 минут после его провозглашения. Трумэн принял это решение вопреки мнению Маршалла и членов государственного департамента. Налаживая тесные связи с Израилем, Америка старалась не ссориться с арабскими государствами, многие из которых являлись главными поставщиками нефти, — даже если ради сбалансированной политики приходилось поступаться многим.

ЭЙЗЕНХАУЭР И "ХОЛОДНАЯ ВОЙНА"

Дуайт Д. Эйзенхауэр, ставший в 1953 г. президентом США, совсем не походил на своего предшественника. Он обладал военными заслугами, отличался простотой манер, что способствовало его широкой популярности. В послевоенные годы он служил начальником штаба вооруженных сил США, занимал пост президента Колумбийского университета, генерального секретаря НАТО, а затем был выдвинут кандидатом в президенты США от республиканской партии. Эйзенхауэр обладал большими организаторскими способностями, но не стремился брать на себя слишком много в государственных делах.

Тем не менее он разделял точку зрения Трумэна об основных принципах внешней политики США. Оба считали коммунизм монолитной силой, борющейся за мировое господство. Эйзенхауэр верил в то, что руководство мировым революционным процессом идет из Московского Кремля. В своей первой инаугурационной речи он заявил: "Силы добра и зла умножились и ополчились друг на друга так, как это редко бывало в истории. Свобода борется с рабством, свет — с тьмой".

Эйзенхауэр и государственный секретарь Джон Фостер Даллес считали, что одного "сдерживания" недостаточно, чтобы остановить советскую экспансию, — необходима более активная и решительная политика по освобождению народов от коммунистического гнета. Но это была лишь риторика, ибо Соединенные Штаты отступали, когда Советский Союз подавлял демократические движения — как, например, в Венгрии в 1956 г.

Эйзенхауэр оставался верен политике "сдерживания" и поэтому усиливал ядерный щит США. "Манхэттенский проект" в годы второй мировой войны позволил создать первые атомные бомбы. В 1950 г. Трумэн дал указание разработать новое и более мощное водородное оружие. Эйзенхауэр, стремясь контролировать государственные расходы, выдвинул принцип "массированного возмездия". Согласно этой доктрине США должны были пустить в ход ядерное оружие в том случае, если возникнет угроза стране или ее жизненным интересам.

Вооруженные силы США Эйзенхауэр развертывал с большой осторожностью, отказавшись рассматривать вопрос об использовании ядерного оружия в Индокитае, откуда вьетнамские националисты изгнали французов, или на Тайване, где США обязаны были защищать националистический китайский режим (7) от нападения КНР. Он возражал и против применения силы на Ближнем Востоке, когда британские и французские войска оккупировали зону Суэцкого канала, а Израиль вторгся на Синайский полуостров после национализации канала Египтом в 1956 г. Под нажимом США эти страны вывели войска с египетской территории, и он сохранил контроль над каналом (8).

"ХОЛОДНАЯ ВОЙНА" В СОЕДИНЕННЫХ ШТАТАХ

"Холодная война" формировала не только внешнюю, но и внутреннюю политику страны. Американцы опасались "радикалов", способных совершить переворот, и в период "красного ужаса" 20-х годов правительство боролось с этой воображаемой угрозой. Антикоммунистическая кампания послевоенного десятилетия стала еще более мощной попыткой стереть все "следы коммунизма" в США.

Правительство Трумэна понимало, что успех в этом деле невозможен без широкой поддержки населения. Поэтому он и члены его администрации всячески превозносили "холодную войну", представляя ее и как борьбу с коммунистами в самих Соединенных Штатах. По словам генерального прокурора США Дж. Говарда Макграса, их много, и каждый несет "смертоносные бациллы в американское общество".

Когда в 1946 г. республиканцы одержали победу на промежуточных выборах в конгресс и выразили желание расследовать подрывную деятельность в стране, президент утвердил программу проверки лояльности федеральных служащих. Она распространялась на профсоюзы и другие организации трудящихся, и их членам не всегда удавалось доказать свою верность системе.

Ту же политику проводил и конгресс. В 1947 г. комиссия палаты представителей по расследованию антиамериканской деятельности занялась изучением того, не выражаются ли коммунистические идеи в популярных кинофильмах, создаваемых в США. Когда некоторые сценаристы отказались от дачи показаний, их обвинили в неуважении к комиссии и посадили в тюрьму. В результате руководство Голливуда капитулировало и перестало иметь дело с мало-мальски сомнительными людьми.

Однако самым воинственным антикоммунистом был сенатор из штата Висконсин Джозеф Р. Маккарти. В 1950 г. он привлек к себе внимание, заявив, что ему известны имена 205 служащих государственного департамента, которые являются коммунистами, и что их список у него на руках. Хотя впоследствии Маккарти называл меньшую цифру и не представлял никаких доказательств, его выступления получили общественный резонанс.

Маккарти пришел к власти, когда республиканцы получили большинство в сенате. Возглавив сенатскую комиссию (9), он начал настоящий "крестовый поход" против коммунистов. Используя радио и телевидение, Маккарти продолжал обвинять верхушку администрации в измене, не стесняясь в выражениях. "Омерзительные", "подлые" и т. п. эпитеты не сходили у него с языка.

Хотя половина избирателей была за Маккарти, он в конце концов зарвался. Когда одного из его помощников призвали в армию, Маккарти обвинил в измене генералитет. Появившееся тогда телевидение донесло до миллионов американцев репортажи о слушаниях в сенате. Многие впервые увидели дикие выходки Маккарти и убедились в его безответственности. Когда популярность Маккарти упала, сенат осудил его поведение.

До того момента он имел огромную власть. Козлами отпущения Маккарти сделал как раз тех, кто был озабочен ничейным исходом войны в Корее и успехами коммунистов. Страх, который внушали американцам методы борьбы с коммунизмом при Трумэне, усилился при Маккарти. Последний узаконил тактику, чаще всего применявшуюся против ни в чем не повинных людей. Иными словами Маккарти олицетворял самые худшие проявления "холодной войны" в Соединенных Штатах.

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ В 1945—1960 гг.

Пока шла "холодная война", в Соединенных Штатах отмечался небывалый экономический подъем. Война вернула стране процветание, и после нее США утвердились в качестве богатейшей державы мира. Валовой национальный продукт (ВНП) вырос с 200 млрд. долл. в 1940 г. до 300 млрд. в 1950-м, а в 1960 г. превысил 500 млрд. Все большее число американцев относило себя к среднему классу.

Экономический подъем имел место по ряду причин. Одна из них — рост выпуска автомобилей; за 1946— 1955 гг. он увеличился в 4 раза. Бурно росло жилищное строительство — отчасти из-за предоставления льготных кредитов на жилье бывшим военнослужащим. ВНП увеличивался также за счет роста военных расходов.

После 1945 г. крупнейшие корпорации Америки расширяли свою деятельность еще более быстрыми темпами. В 1890-е и 1920-е гг. в сфере бизнеса прошло две волны слияний, а в 1950-е гг. третья. Лидировали при этом многоотраслевые холдинговые компании, контролировавшие (10) разнообразные отрасли производства и услуг. Так, корпорация "Интернэшнл телефон энд телеграф" подчинила гостиничную компанию "Шератон", хлебопекарную "Континентал бейкинг", страховую "Хартфорд файер иншуранс", фирму по прокату автомобилей "Авис рент э кар" и др. Были объединения и меньшего масштаба — например, закусочными владела фирма "Макдональдс". Крупные компании имели холдинги и за рубежом, где рабочая сила часто стоила дешевле, чем в США.

Жизнь рабочих изменялась по мере того, как изменялась сама индустриальная Америка. Занятость в сфере услуг преобладала над занятостью в промышленности. К 1956 г. большинство получавших заработную плату имело "беловоротничковые" профессии менеджеров, преподавателей, продавцов и конторских служащих. Некоторые фирмы гарантировали работникам годовой объем заработной платы, заключали с ними долгосрочные контракты, предоставляли другие льготы. В этой связи активность рабочего класса постепенно снижалась и некоторые его характерные черты стали исчезать.

Сельское хозяйство переживало трудные времена. С одной стороны, происходило укрупнение части ферм, повышавшее их производительность, и среди фермеров появлялось все больше крупных предпринимателей. С другой — ухудшалось положение семейных ферм, падала их конкурентоспособность, росло число тех, кто прекращал работать на земле.

Немало было и других американцев, менявших место жительства и работу. После войны население западных и юго-западных штатов росло опережающими темпами, особенно города "солнечного пояса" Хьюстон (Техас), Альбукерке (Нью-Мексико), Тусон и Финикс (Аризона). Лос-Анджелес обогнал Филадельфию и стал третьим по числу жителей городом США. К 1963 г. в Калифорнии проживало больше людей, чем в штате Нью-Йорк.

Существовала и другая, более распространенная форма переселения американцев — из городских центров на окраины. Там они рассчитывали получить более просторные жилища для своих семей, выросших вследствие послевоенного "бума" рождаемости. По проектам Уильяма Дж. Левитта и других инженеров и архитекторов строились кварталы типовых домов, изготовляемых промышленным способом. Эти дома собирали большей частью еще на заводе. Скромные внутри и снаружи, они стоили дешевле и позволяли их новым владельцам осуществить хотя бы часть "американской мечты".

Пока росли окраины, бизнес охватывал все новые области. Большие торговые центры с огромным ассортиментом товаров изменили стиль потребления. Если в конце войны таких центров было всего 8, то в 1960 г. — 3480. Бывая там в удобные вечерние часы и без проблем паркуя машины, покупатели могли уже не делать покупки в обычных городских магазинах.

Новые автострады облегчали путь на окраины к торговым центрам. Актом конгресса в 1956 г. на строительство автострад выделялось 26 млрд. долл. — самая большая в американской истории цифра затрат на государственные работы. Предстояло построить свыше 64 тыс. км федеральных дорог, связывающих все части страны.

В социально-экономической жизни американцев все большую роль играло телевидение. Появившись в 30-е годы, оно широко распространилось лишь после войны. В 1946 г. в США насчитывалось не больше 17 тыс. телевизоров, а через три года их продавалось по 250 тыс. штук в месяц. К 1960 г. три четверти семей имело по крайней мере по одному телевизору. В середине 50-х годов средняя американская семья смотрела телепередачи около 4—5 часов в день. Детские программы включали "Хауди дуди тайм" и "Клуб Микки Мауса". Взрослым нравились комедии типа "Я люблю Люси" и "Папа знает больше всех". Американцы разных возрастов смотрели все более изысканную рекламу товаров, которые, как говорилось о них, необходимы для нормальной жизни.

"СПРАВЕДЛИВЫЙ КУРС"

Так называлась внутриполитическая программа Гарри Трумэна. Продолжая "новый курс" Рузвельта, он полагал, что федеральное правительство должно гарантировать экономические возможности и социальную стабильность, и ради этого боролся с ожесточенной оппозицией консервативно настроенных законодателей, хотевших принизить роль правительства.

Первоочередной задачей послевоенных лет Трумэн считал переход к экономике мирного времени. Военнослужащие стремились побыстрее попасть домой, но, прибывая в США, они сталкивались с конкуренцией в вопросах жилья и занятости. "Солдатский билль о правах", как называли закон, принятый незадолго до окончания войны, помогал отставным солдатам и офицерам вернуться к гражданской жизни. Им гарантировались кредиты для приобретения жилья и финансовая помощь для переквалификации или получения образования. Большое беспокойство правительства вызывало недовольство рабочих. Сокращение военного производства оставило без работы многих, и в 1946 г. бастовало 4,6 млн. человек — больше, чем когда-либо раньше, особенно занятых в сталелитейной, автомобильной и электротехнической промышленности. Когда к ним присоединились железнодорожники и шахтеры, Трумэн запретил забастовки, чем оттолкнул от себя миллионы рабочих Америки.

Решая ближайшие и самые неотложные задачи, Трумэн добивался расширения сферы действий правительства. Меньше чем через неделю после окончания войны он представил на рассмотрение конгресса программу из 21 пункта. Она, в частности, предусматривала борьбу с нарушениями трудового законодательства, повышение минимальной заработной платы, увеличение пособий по безработице и помощь в приобретении жилья. За несколько последующих месяцев он внес новые предложения по медицинскому страхованию и по использованию атомной энергии. Однако при этом он так разбрасывался, что приоритетные цели и направления были неясны.

Республиканцы быстро перешли в контратаку. На выборах в конгресс в 1946 г. они спрашивали избирателей: "Вам достаточно?" — и получали утвердительный ответ. Впервые после 1928 г. имея большинство в обеих палатах, они были полны решимости пересмотреть либеральный курс, унаследованный от Рузвельта.

Трумэн повел борьбу с конгрессом, который сокращал государственные расходы и снижал налоги. В 1948 г. он вновь баллотировался в президенты, хотя избиратели не были настроены в его пользу и шансы на успех у него практически отсутствовали. Проведя энергичную избирательную кампанию, Трумэн совершил один из самых удачных политических маневров, нанеся поражение кандидату от республиканской партии, губернатору штата Нью-Йорк Томасу Дьюи. Восстанавливая политическую коалицию времен "нового курса", Трумэн сделал ставку на рабочих, фермеров и черных избирателей и благодаря этому победил.

Когда в 1953 г. он оставил пост президента, результаты его "справедливого курса" оказались неоднозначными. Была повышена минимальная заработная плата, расширено социальное обеспечение, но жилищная программа имела лишь частичный успех, а ассигнования на медицинское страхование и на образование конгресс не утвердил. Приверженность Трумэна к "холодной войне" снизила эффективность его внутриполитических мероприятий, особенно при наличии сильной оппозиции.

ПОЗИЦИЯ ЭЙЗЕНХАУЭРА

Дуайт Эйзенхауэр сохранил за правительством тот объем власти и ответственности, который был определен новым курсом , но старался уменьшить свою роль как президента. Он называл свой подход "динамичным консерватизмом" или "современным республиканизмом", что означало, по его словам: "консерватизм по отношению к финансам и либерализм по отношению к людям". Один критик сказал по этому поводу, что Эйзенхауэр "будет настаивать на строительстве множества школ... но денег на них не даст".

Первой задачей президента было сбалансировать бюджет. Он намеревался сократить государственные расходы, снизить налоги и укрепить доллар. Ради сдерживания инфляции республиканцы готовы были пойти на увеличение безработицы. Не собираясь слишком сильно "разгонять" экономику, они расценили снижение темпов роста в 50-е годы как третий экономический спад за последние восемь лет.

Администрация Эйзенхауэра передала штатам право контроля над нефтяными месторождениями за береговой линией и поощряла развитие частного предпринимательства в области энергетики, тогда как демократы предлагали национализировать эту отрасль. Что бы администрация ни делала, она всегда имела в виду интересы бизнеса.

Желание Эйзенхауэра играть более скромную роль в принятии новых законов часто приводило к "патовым" ситуациям, но он проявлял большую настойчивость в проталкивании нравившихся ему программ. Он принадлежал к тем немногим президентам, которые и уходя в отставку, не утрачивали популярности.

КУЛЬТУРА 50-х ГОДОВ

В 1950-е гг. американское общество прониклось духом единообразия. Конформизм был присущ и молодежи, и пожилым людям — все они придерживались "групповых норм" и не стремились к выражению собственной индивидуальности. Хотя на производстве женщины во время войны почти уравнялись с мужчинами, традиционное распределение ролей вскоре восстановилось. Мужчина являлся кормильцем, женщина, даже работающая, должна была считать своим местом дом. Социолог Дэвид Ризмен, автор нашумевшей книги "Одинокая толпа", показал, что новое американское общество идет другой дорогой — при свойственных ему групповых ожиданиях оно развивается как стабильное и одновременно конформистское. Этому способствовало телевидение, которое прививало разным поколениям апробированные стереотипы социального поведения.

Однако не все следовали предписанным культурным нормам. Писатели-"битники" выступили против. Занимаясь духовными поисками, они ставили интуицию выше разума, а восточный мистицизм предпочитали христианству. "Битники" бросили вызов респектабельности и потрясли до основания официальную культуру.

Свое понимание свободы они вкладывали в литературные произведения. Так, Джек Керуак напечатал ставшую бестселлером повесть "На дороге" на 75-метровом рулоне бумаги. Написанная без соблюдения пунктуации и без абзацев, книга воспевала свободную, не связанную "условностями" жизнь. Поэт Аллен Гинсберг прославился поэмой "Вопль", резко обличавшей современную бездушную, машинную цивилизацию. Когда полиция конфисковала поэму за "непристойное содержание", автор в знак протеста подал в суд и выиграл дело, причем рукоплескала ему вся страна.

Музыканты и художники также "взбунтовались". Певец из штата Теннесси Элвис Пресли популяризировал новые песни в стиле рок-н-ролл и шокировал добропорядочных американцев своей прической и вихлянием бедрами. Художники, такие как Джексон Поллок, отказались от мольбертов. Они раскладывали на полу большие куски полотна, которые расписывали яркими пятнами, используя краски, песок и другие материалы. Все эти деятели искусства, каждый по-своему, подготовили социальную революцию 60-х гг., которая оказалась шире и глубже, чем они себе представляли.

НАЧАЛО ДВИЖЕНИЯ ЗА ГРАЖДАНСКИЕ ПРАВА

После 1945 г. возросла социальная активность черных американцев. Во время войны они выступали против расовой дискриминации на военной службе и на производстве и добились некоторых успехов. Миллионы негров оставили фермы и перебрались в города северных штатов, чтобы найти работу получше. Однако там они обрели только жалкое существование в переполненных лачугах на городских окраинах. Демобилизованные из армии негры не хотели оставаться гражданами "второго сорта", а другие представители черного населения заявляли о том, что настало время уравнять их в правах с белыми.

Эта проблема обострилась в 1947 г., когда расовый барьер в бейсболе пробил Джеки Робинсон, негр, ставший играть в высшей лиге. В клубе "Бруклин доджерс" у него часто случались столкновения как с соперниками, так и с товарищами по команде. Но выдающиеся успехи в первых же играх упрочили его положение, после чего и другие черные спортсмены могли поднять свой статус, перейдя в высшую лигу из любого негритянского спортивного клуба.

Белые американцы стали с большим сочувствием относиться к требованиям черных, когда увидели связь между расовыми проблемами и политикой "холодной войны". Как лидер свободного мира, Соединенные Штаты искали поддержку в Африке и Азии, но расовая дискриминация мешала им находить друзей в других частях планеты.

Президент Трумэн поддерживал движение за гражданские права. Он верил в идею если не социального, то политического равенства и понимал растущее значение голосов черных избирателей. Когда в 1946 г. он узнал о случаях линчевания и о других формах самосуда и насилия, еще существовавших на американском Юге, он создал комитет по гражданским правам, поручив ему расследовать проявления дискриминации на расовой и религиозной почве. В докладе комитета, опубликованном на следующий год, документально подтверждался факт неравноправия негров. В нем подчеркивалось, что федеральное правительство должно обеспечить черным американцам права, гарантированные всем гражданам.

Трумэн ответил на это программой из 10 пунктов о защите гражданских прав, которую передал на утверждение конгресса. Когда южане-демократы, разгневанные усилением борьбы за их соблюдение, в 1948-г. покинули свою партию, Трумэн издал указ, запрещающий дискриминацию на федеральной службе и в вооруженных силах. Он также сформировал комитет по рассмотрению вопроса о прекращении сегрегации (11) черных военнослужащих. Она была устранена во время войны в Корее.

Тем временем черные брали инициативу в свои руки. Была создана Национальная ассоциация содействия прогрессу цветного населения (НАСПЦН), которая повела борьбу за отмену постановления Верховного суда США от 1896 г. Суд считал тогда конституционным раздельное обучение белых и черных школьников, если оно проводится "на равной основе". Эта доктрина десятилетиями оправдывала сегрегацию в южных штатах, хотя условия обучения практически нигде не были равными.

Негритянский народ достиг одной из своих целей в 1954 г., когда Верховный суд вынес определение по делу "Браун против министерства просвещения". Члены суда единодушно постановили, что "раздельное обучение неравно по сути", и отменили положение 1896 г. в отношении государственных школ. Год спустя Верховный суд потребовал от местных управлений народного образования "как можно скорее" выполнить его решение.

Тогда президентом США был Эйзенхауэр. Внимательно относившийся к нуждам и запросам Юга, стоявшего на пороге крупных перемен, он быстро принял меры в поддержку нового порядка, издав указ о десегрегации школ в федеральной столице — Вашингтоне, чтобы они стали образцом для всей страны. Он добивался отмены расовой дискриминации и в других местах.

Самый большой кризис на этой почве в период его президентства разразился в Литл-Роке, штат Арканзас, в 1957 г. Непосредственно перед осуществлением плана десегрегации, заключавшегося в принятии в среднюю школу 9 черных учащихся, губернатор штата забил тревогу. По его приказу национальные гвардейцы не допустили их в здание школы. Когда по распоряжению федерального суда войска были выведены, учащиеся вернулись, но собравшаяся толпа встретила их градом оскорблений. Вскоре ее поведение стало настолько угрожающим, что школьникам снова пришлось уйти.

Тогда Эйзенхауэр распорядился подчинить местную национальную гвардию федеральному командованию и возвратить ее в Литл-Рок. Он сделал это с неохотой, поскольку со времен Гражданской войны федеральные войска не использовались для защиты прав черных, но понимал, что выбора у него нет. Десегрегация в этом штате началась с присутствия в классах солдат, которые теперь следили за исполнением закона.

Другая заметная веха в движении за гражданские права — события в городе Монтгомери, штат Алабама. 42-летняя негритянка Роза Паркс, по профессии швея, работавшая также секретарем местного отделения НАСПЦН, нарушила установленное для черных правило пользования городским автобусом — села в переднем отсеке, где места были только для белых. Приказу пересесть назад, на места для негров, она не подчинилась, и ее арестовала полиция — за нарушение закона о сегрегации. Лидеры черных, дожидавшиеся подобного случая, организовали бойкот автобусных линий.

Чернокожий священник Мартин Лютер Кинг, служивший в баптистской церкви, где прихожанами были негры, стал глашатаем их протеста. "Наступает время, — говорил он, — когда людям надоедает... терпеть свое приниженное положение и покорно сносить жестокие удары". Кинга арестовали, как это будет с ним еще не раз, но черное население Монтгомери поддержало бойкот. В результате доход владельцев автобусов уменьшился на 65%. Через год, когда Верховный суд США признал, что сегрегация на автобусных маршрутах, как и в школах, неконституционна, бойкот прекратился. Движение за гражданские права негров одержало важную победу и нашло своего самого влиятельного, умного и красноречивого лидера в лице Мартина Лютера Кинга.

Черные американцы добивались также равного с белыми права голоса. Хотя 15-я поправка к конституции устанавливала такое право, во многих штатах ее обходили, вводя налог с избирателей или тест на грамотность. Эйзенхауэр и лидер большинства в сенате Линдон Б. Джонсон объединили усилия, чтобы право голоса было гарантировано конгрессом. Закон о гражданских правах 1957 г. — первая подобная мера за 92 года после окончания Гражданской войны — был шагом вперед, поскольку давал федеральным властям полномочия пресекать все попытки помешать черным гражданам участвовать в голосовании. Закон не всегда соблюдался, и в 1960 г. была повышена мера ответственности за его нарушение. Но и новый закон не обязывал федеральные власти брать на учет черных избирателей.

Движение за гражданские права негров опиралось все больше на их собственные силы. Их сторонники в Верховном суде США и в конгрессе содействовали еще большему подъему этого движения в 60-е годы.


(1) Речь идет о борьбе за равные права и возможности в экономической деятельности, в получении работы, образования и т. д.

(2) Букв.: "The Buck Stops Here" (англ.).

(3) Маршалл был начальником штаба армии США.

(4) Канада, Великобритания, Франция, Италия, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Норвегия, Дания, Португалия, Исландия. Позднее к пакту присоединились Турция и Греция (1952), Федеративная Республика Германия (1955), Испания (1982).

(5) Глава правительства КНДР Ким Ир Сен и президент Корейской республики Ли Сын Ман.

(6) Экспедиционный корпус Макартура состоял из войск ряда стран — членов ООН и союзников США, но более 2/3 солдат и офицеров были американцами.

(7) Правительство Чан Кайши.

(8) Вывод войск союзников США был обусловлен и вмешательством СССР, который обещал Египту военную помощь, если он подвергается интервенции. В 1956 г. мир оказался на грани большой войны.

(9) Речь идет о комиссии по правительственным операциям и ее подкомиссии по расследованию, что давало возможность контролировать любой орган исполнительной власти в Вашингтоне.

(10) Через обладание контрольными пакетами акций.

(11) Изоляция негров от белых в общественных местах, транспорте, школах, на службе и т. д.

Дальше

Оглавление